Адольф Шарль Адан Жизель Адана

Категория: Композиторы

У истоков возникновения фантастического балета «Жизель, или Вилисы» — таково полное название этого старейшего произведения хореографического искусства, в основном сохранившего до наших дней свой первоначальный хореографический текст, стоял французский поэт Теофил Готье. Его вдохновило древнее сказание о призрачных танцовщицах, появляющихся «на берегу Рейна в бархатистом тумане при свете немецкой луны», которое он встретилна страницах книги Г. Гейне «О Германии». Готье привлекает к созданию балетного сценария опытного театрального либреттиста Ж.-А.-В. де Сен-Жоржа, с их замыслом знакомится композитор Адан, и какон сам вспоминает, «через 3 недели партитура была закончена, клавир — еще раньше, дней в 10 максимум». Хореография бессмертной «Жизели» принадлежит двум мастерам балета: Ж. Перро, целиком сочинившему партию главной героини, и Ж. Коралли.На премьерев парижском Театре Королевской академии музыки (ныне это знаменитая «Гранд Опера») Жизель танцевала двадцатидвухлетняя жена Перро К. Гризи,а Альберта —Л. Петипа.

В России первое представление «Жизели» состоялось в Большом театре Санкт-Петербурга 18 декабря1842 года. Поставил балет А. Титюс, ведущие партии исполняли Е. Андреянова и И. Никитин. Однако прославленная ныне во всем мире русская «Жизель» родилась много позже —5 февраля1884 года, когда в столичном Мариинском театре свет рампы увидела новая редакция балета, созданная величайшим хореографом М. Петипа по собственным впечатлениям от парижского спектакля Коралли-Перро. Именно этой сценической версии, возобновленной в 1910 годуМ. Фокиным для «Русских сезонов за границей»,и суждено было вернуть «Жизель» ее родине, где балет к тому времени уже основательно позабыли.

Сейчас «Жизель» знают во всех странах, где есть труппы классического танца. В историю же нашего хореографического искусства навсегда вошли имена Павловой, Т. Карсавиной,О. Спесивцевой,Улановой, Н. Бессмертновой,Е. Максимовой,Н. Макаровой — лучших исполнительниц заглавной партии этого балетного шедевра.

«Театральный календарь», 1991.