Антон Брукнер Биография Брукнера

Категория: Композиторы

Антон Брукнер (Anton Bruckner) (4.9.1824, Ансфельден, близ Линца — 11.10.1896, Вена) — австрийский композитор. Дед и отец Брукнера были учителями сельской школы. Находясь с детства среди австрийских крестьян с их патриархальными нравами и религиозными верованиями, участвуя в хоре мальчиков в сельской церкви, Антон Брукнер как музыкант воспитывался в духе традиций культовой музыки и вместес тем глубоко воспринял народную песню Верхней Австрии. Это сказалосьв его последующем творчестве.

В молодые годы Брукнер работал помощником школьного учителя, служил в различных канцеляриях. Одновременно изучал теорию композиции, много занимался игрой на роялеи органе,и все растущее влечение к музыке заставило его целиком отдаться любимому искусству. Уже в 1840-х годах он пробует свои силы в композициии приступаетк сочинению мессы и реквиема.С 1845 года работал органистом в монастыре святого Флориана, а в 1856–1868 годах соборным органистом в Линце. Периодически (с 1855 до1861 года) Брукнер выезжал в Вену, где брал уроки контрапункта у профессора консерватории С. Зехтера. Важную роль в формировании музыкально-эстетических взглядов композитора сыграли его занятия с жившимв Линце виолончелистом и дирижеромО. Кицлером.К 1865 году относится личное знакомство Брукнера с Р. Вагнером (во время поездки Брукнера в Мюнхен). Состоявшееся тогда исполнение «Тристана и Изольды» Вагнера произвело на Брукнера сильнейшее впечатление.

В 1868 году Брукнер переехал в Вену, где вскоре стал профессором консерватории по классу органа, гармонии и контрапункта.Он давал также органные концерты в Вене, Париже, Лондоне и имел большой успех как один из лучших импровизаторов на органе.С 1875 года Брукнер читал лекции по гармонии и контрапунктув Венском университете (в числе его слушателей —Г. Малер). Будучи безраздельным поклонником Вагнера и посещая байрейтские постановки вагнеровских опер, Брукнер принадлежал к вагнеровскому лагерю музыкальной Вены (в противоположностьБрамсу, вокруг которого сплотились противники вагнеровского направления).

Основной сферой деятельности Брукнера, начиная с середины 60-х годов и до конца жизни, было симфоническое творчество. Его перу принадлежит 9 симфонийи ряд культовых сочинений. Но именнов симфониях сосредоточены наиболее характерные черты творчества композитора. Все его симфонии отличаются известной однотипностью схемы построения, имеющей черты общности с внутренней структурой первых трех частей 9-й симфонии Бетховена. От Бетховена Антон Брукнер воспринял героические и философски-возвышенные образы, от Шуберта — песенность и жанровость, связанные с венским музыкальном бытом, а также романтический культ природы. В тематизме симфоний Брукнера, в утонченноми красочном гармоническом языке и в зачастую пышной и колоритной инструментовке заметно сильное влияние Вагнера. Некоторые начальные темы его симфоний напоминают отдельные лейтмотивы фанфарного характера из вагнеровских опер. Проявляются в музыке композитора и культовые элементы. Так, в некоторые части своих симфоний он включал католический хорал.

При грандиозности симфонических концепций Брукнера и выразительности тематического материала его музыка звучит подчас риторично и производит иногда впечатление некоторой расплывчатости формы. Возможно, что в этом причина сравнительно малой ее популярности. Симфонии Брукнера при его жизни долгое время почти не исполнялись. Так, между первым и вторым исполнением его 1-й симфонии прошло 25 лет,6-я симфония была исполнена спустя 20 лет после ее созданияи т. д. Широкую известность как композитор Брукнер приобрел лишь в старости, когда в 1884 году под управлением А. Никиша прозвучало одно из лучших творений композитора — его 7-я симфония.

Симфоническое творчество Брукнера при всех его противоречиях явилось важным этапом развития западноевропейского симфонизма в его позднеромантической стадии. Это обусловлено большой выразительной силой музыкальных образов композитора. Наследуя традиции симфонизма венской школы, творчество Брукнера в значительной степени определило пути дальнейшего развития немецко-австрийского симфонизма, вплоть до Густава Малера.

М. Ю. Миркин.