Даниэль Франсуа Эспри Обер Биография Обера

Категория: Композиторы

Даниэль Франсуа Эспри Обер (29.01.1782 —12.05.1871) — французский композитор. Уже в юношеском возрасте Обер пробовал свои силы в композиции, начав с сочинения инструментальной музыки. В 1811 году он написал первую оперу «Жюли», которую высоко оценил присутствовавший на спектакле Керубини. В 1813 году появилась новая опера Обера «Военная жизнь». Но первый значительный успех принесли ему его пятая опера «Пастушка — владелица замка» (1820) и последующая опера «Эльма» (1821). Всеобщее признание Обер получил в 1825 году после исполнения в Париже оперы «Каменщик» («Каменщик и слесарь»).С того времени его оперы наряду с произведениямиБуальдьё занимают основное место в репертуаре французских театров. Постоянным либреттистом Обера стал известный драматург Э. Скриб, большой мастер занимательной интриги. Вместе со Скрибом Обер написал 37 опер (из 45). В 1829 году Обер был избран членом Института Франции; с 1842 года директор Парижской консерватории, с 1857 года — придворный дирижер.

В 1828 годуна парижской сцене была поставлена историко-романтическая опера Обера «Фенелла» («Немая из Портичи»), построенная на ярких контрастах (восстание неаполитанских рыбаков против испанского владычества). Проникнутая революционными настроениями, опера импонировала передовому слушателю, вызывая подчас манифестации на спектаклях. Так, в 1830 году представление «Фенеллы» в Брюсселе послужило одним из сигналов восстания, окончившегося отделением Бельгии от Нидерландов.В России постановка этой оперы была разрешена цензурой лишь спустя 30 лет под названием «Палермские бандиты» (1857). Наряду с появившимисяв эти же годы операми «Вильгельм Телль» Россини и «Роберт-дьявол»Мейербера «Фенелла» может служить ярким образцом французской «большой оперы».

Видная роль принадлежит Оберу в развитии французской комической оперы. Его оперы (приведены даты постановок) «Фра-Дьяволо» (1830), «Бронзовый конь» (1835), «Черное домино» (1837), «Бриллианты короны» (1841) свидетельствуют о превосходном техническом мастерстве и большом мелодическом даровании композитора. Во многих операх Обера мелодии арий и ансамблей органично связаны с интонациями французского песенного фольклора. «Влияние Обера в области комической оперы было таким же огромным, как влияние Мейербера в области оперы героической» (В. Ферман).В возрасте87 лет Обер написал свою последнюю оперу «Мечты любви». В числе его произведений опера «Черкешенка» (1861), действие которой происходит на Кавказев среде русских офицеров.


М. Ю. Миркин.