Франц Йозеф Гайдн Представитель венской классической школы

Категория: Композиторы

Йозеф Гайдн (Haydn) (31.03. или 1.04.1732, Popay, Нижняя Австрия — 31.05.1809, Вена) — австрийский композитор. Первые музыкальные впечатления Гайдн получил в раннем детстве от отца — деревенского каретника, любителя народной песни. Основы музыкального образования проходил у родственникаИ. М. Франко.

В восьмилетнем возрасте Гайдн, обладавший отличным голосом, был отобран капельмейстером венского собора святого Стефана Г. Рейтеромв хор мальчиков. В Вене юный Гайдн пробует свои силы в области варьирования мотетов, самостоятельно изучает теоретические труды Фукса и Маттесона, занимается игрой на фортепианои скрипке.В 1749 году был изгнан из капеллы собора. Он становится уличным музыкантом, часто голодает, но в то же время продолжает совершенствоваться в своем искусстве. В середине 1750-х годов он поступаетна службу к Н. Порпорав качестве аккомпаниатора (и одновременно камердинера). Некоторое время он занималсяс Порпорой по композиции. Здесь же Гайдн познакомился с В. Глюком, К. Диттерсдорфом,Г. X. Вагензейлем,

В 1752–1756 годах появляются первые сочинения Гайдна — месса, небольшие фортепианные пьесы, написанные для учеников, дивертисменты, зингшпиль «Хромой бес» (по Лесажу) и др. Вероятно в 1755 году Гайдн сочинил свой первый струнный квартет (си-бемоль мажор), за которым следует ряд инструментальных сочинений, обнаруживающих известное влияние Ф. Э. Баха.В 1759 году Гайдн переезжает в Лукавец (близ Пльзеня, Чехия) в качестве «камерного композитора» при капелле графа Морцина. В том же году он сочинил свою 1-ю симфонию.

В 1761 году Гайдн поступил па службу в капеллу венгерских князей Эстергази в Эйзенштадте.В этой капелле он служил почти 30 лет — сначала в качестве второго, а с 1766 года —в качестве первого капельмейстера. За это время Гайдн сочинил огромное количество симфоний, концертов, квартетов, трио, опер, зингшпилей и др. произведений. Постоянная зависимость от вельможного хозяина, смотревшего на музыканта, как на слугу, была для Гайдна в тягость.Но вместес тем наличие в капелле Эстергази хорошего оркестра и хора позволяло все время проверять звучание своих произведений, экспериментировать, находить новые творческие решения.

С середины 1760-х годов слава Гайдна как композитора быстро растет. Его произведения (иной раз без ведома самого Гайдна) издаются в Париже, Лондоне, Амстердаме. Никто из композиторов инструментальной музыки — предшественников Гайдна не достиг столь широкой известности при жизни, как он. В 1781 году Гайдн встречается в Вене с Моцартом; они вместе участвуют в квартетных вечерах. Дружба Гайдна с Моцартом сыграла важную роль в эволюции стиля обоих великих композиторов.

В 1790 году, после смерти Н. Эстергазии роспуска его капеллы, Гайдн переехал в Вену.В конце1790 года по приглашению лондонского скрипача и импресариоИ. П. Саломонаон отправилсяв Англию, где прожил около полутора лет. Возвращаясь в Вену, летом 1792 года, Гайдн проезжал через Бонн; здесь состоялась встреча Гайдна с его будущим учеником — молодым Бетховеном.

В 1794–1795 годах Гайдн вторично посетил Англию. Здесь были написаны его знаменитые лондонские симфонии. В Лондоне Гайдн впервые услышал оратории Генделя, которые произвели на него огромное впечатление. Под влиянием этих произведений Гайдн написал в 1797 году ораторию «Сотворение мира» по поэме Дж. Мильтона «Потерянный и возвращенный рай», а в 1800 году — ораторию «Времена года». Обе оратории Гайдна принадлежат к числу значительнейших произведений мировой хоровой музыки. (Ораторией «Сотворение мира» начало свою концертную деятельность организованное в 1802 году «Петербургское филармоническое общество», которое учредило золотую медаль в честь Гайдна)

После сочинения оратории «Времена года» Гайдн почти отошел от композиторской деятельности.

В наследии Гайдна огромное число произведений самых разнообразных музыкальных жанров. Его сочинениям присущи жизнерадостность, простодушный юмор, бодрость тона. Проникнутая реалистическими образами, музыка Гайдна глубоко связана с народной основой; он претворялв своих произведениях интонации австрийских, немецких, тирольских, венгерских, чешских, словацких, хорватских песен и танцев, воплощал музыкальные картины природы и народного быта. В свою очередь многие мелодии, созданные композитором, впоследствии вошли в практику народного музицирования.

Создатель классической 4-частной симфонии, Гайдн был прозван «отцом симфонии». Хотя произведения этого жанра создавались и до него,но Гайдн достиг в них высокого совершенства. В своих симфонических произведениях Гайдн утвердил состав современного парного оркестра, четко разграничил функции каждой оркестровой группы.

С именем Гайдна связана значительная веха в истории камерной музыки, в особенности струнного квартета.

Огромную роль сыграл Гайдн в развитии сонатной формы, получившей в его симфонической и камерной музыке классическое воплощение. Гайдн написал также множество фортепианных пьес-сонат, вариаций, произведений для скрипки с фортепианои др.

Композитор охотно обращался и к оперному жанру, создавая преимущественно комические оперы. Из них наиболее известна опера «Аптекарь» по комедии К. Гольдони (пост. 1760), исполняющаяся до наших дней.

Наряду с Моцартоми Бетховеном Гайдн является крупнейшим представителем венской классической школы, оказавшей огромнейшее влияние на все последующее развитие инструментальной музыки.

М. Ю. Миркин.