Глюк Кристоф Виллибальд

Категория: Композиторы

Глюк Кристоф Виллибальд (Gluck, Christoph Willibald) (1714–1787), немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился 2 июля1714 в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из Северной Чехии и жилина землях князя Лобковица. Глюку было три года, когда семья вернулась на родину;он училсяв школах Камница и Альберсдорфа.

В 1732 он отправилсяв Прагу, где, по-видимому, слушал лекции в университете, зарабатывая на жизнь пением в церковных хорах и игройна скрипкеи виолончели.По некоторым данным, он брал уроки у чешского композитора Б. Черногорского (1684–1742).

В 1736 Глюк прибыл в Венув свите князя Лобковица, но ужев следующем году перешел в капеллу итальянского князя Мельци и вследза ним отправился в Милан. Здесь Глюк в течение трех лет занимался композицией с крупным мастером камерных жанров Дж. Б. Саммартини (1698–1775), и в конце1741 в Милане прошла премьера первой оперы Глюка Артаксеркс (Artaserse).

Далее он вел жизнь, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т. е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 Глюк сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон;их путь лежал через Париж, где Глюк впервые услышал оперы Ж. Ф. Рамо (1683–1764) и высокооценил их.

В Лондоне Глюк встречался с Генделем и Т. Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, Падение гигантов, La Caduta dei Giganti, — пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат.

Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.Глюк Кристоф Виллибальд

Во второй половине 1746 композитор уже находился в Гамбурге,на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П. Минготти.До 1750 Глюк разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы. В 1750он женилсяи обосновалсяв Вене.

Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывалав полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 уже пользовалось определенной известностью. В 1752 неаполитанский театр «Сан Карло» заказал ему оперу Милосердие Тита (La Clemenza di Tito) на либретто крупного драматурга той эпохи Метастазио.

Глюк сам дирижировал, причем вызвал как острый интерес, так и ревность местных музыкантов и получил похвалу от маститого композитора и педагогаФ. Дуранте (1684–1755). По возвращениив Вену в 1753 он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставалсяв этой должности до 1760.

В 1757 папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался — «Кавалер Глюк» (Ritter von Gluck).

В этот период композитор вошел в окружение нового управляющего венскими театрами графа Дураццо и много сочинял как для двора, так и для самого графа; в 1754 Глюк был назначен дирижером придворной оперы. После 1758 он усердно трудился над созданием произведений на французские либретто в стиле французской комической оперы, которую насаждал в Вене австрийский посланник в Париже (имеются в виду такие оперы, как Остров Мерлина, L’Isle de Merlin; Мнимая рабыня, La fausse esclave; Одураченный кади, Le cadi dupe).

Мечта об «оперной реформе», целью которой являлось восстановление драмы, зародилась в Северной Италии и владела умами современников Глюка, причем особенно сильны эти тенденции были при Пармском дворе, где большую роль играло французское влияние. Дураццо происходил из Генуи; годы творческого становления Глюка прошли в Милане;к ним присоединились еще два художника родом из Италии,но имевших опыт работы в театрах разных стран, — поэт Р. Кальцабиджии хореографГ. Анджоли.

Таким образом сложилась «команда» из одаренных, умных людей, притом достаточно влиятельных, чтобы воплотить общие идеи на практике. Первым плодом их сотрудничества стал балет Дон Жуан (Don Juan, 1761), затем на свет появились Орфей и Эвридика (Orfeo ed Euridice, 1762) и Альцеста (Alceste, 1767) — первые реформаторские оперы Глюка.

В предисловии к партитуре Альцесты Глюк формулирует свои оперные принципы: подчинение музыкальной красоты драматической правде; уничтожение неосмысленной вокальной виртуозности, всякого рода неорганичных вставок в музыкальное действие; трактовка увертюры как вступления к драме.

В сущности, все это уже имелось в современной французской опере, и поскольку австрийская принцесса Мария Антуанетта, в прошлом бравшая у Глюка уроки пения, стала тогда супругой французского монарха, неудивительно, что вскоре Глюку заказали ряд опер для Парижа. Премьера первой, Ифигении в Авлиде (Iphigenie en Aulide), прошла под управлением автора в 1774 и послужила поводом для ожесточенной борьбы мнений, настоящей схватки между сторонниками французской и итальянской оперы, которая продолжалась около пяти лет.

За это время Глюк поставил в Париже еще две оперы — Армиду (Armide, 1777) и Ифигениюв Тавриде (Iphigenie en Tauride, 1779), а также переработал для французской сцены Орфея и Альцесту. Фанатики итальянской оперы специально пригласили в Париж композитора Н. Пиччинни (1772–1800), который был талантливым музыкантом, но выдержать соперничества с гением Глюка все-такине смог.В конце1779 Глюк вернулся в Вену.Умер Глюкв Вене15 ноября 1787.

Творчество Глюка является высшим выражением эстетики классицизма, которая уже при жизни композитора уступала место зарождавшемуся романтизму. Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное место в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой и глубокой выразительностью.