Клаудио Монтеверди Биография Монтеверди

Категория: Композиторы

Клаудио Монтеверди (Monteverdi) (крещен 15.05.1567, Кремона — 29.11.1643, Венеция) — итальянский композитор. С детских лет служил певчим в Кремонском соборе; здесь обучался у органистаМ. А. Индженьери,от которого воспринял технику полифонического письма (в первую очередь в жанре духовных мадригалов). В 1590 году переехал в Мантую и в течение12 лет выполнял там обязанности певца и виолиста,позже — помощника капельмейстера. В 1599 году совершил поездку во Фландрию, где имел возможность познакомиться с фламандскойи французской музыкой.

Первоначально Монтеверди получил известность как автор канцонетт и особенномадригалов — светских и духовных. Первые три юношеских сборника мадригалов Монтеверди были изданы в 1582–1584 годах.Уже в этих ранних произведениях Монтеверди видна высокая полифоническая техника. При жизни Монтеверди было опубликовано около 10 сборников 4- и 5-голосных мадригалов; наиболее значительные из них — 5-голосные мадригалы, изданные в 7 сборниках в 1587–1619 годах. Отдельный сборник был посвящен «Любовным и воинственным» мадригалам (1638). В мадригалах Монтеверди вводит много новшеств в области гармонии и полифонии: скачки на септимуи нону, септаккорды, хроматизмы, параллельные квинты. Наряду с полифониейв мадригалах Монтеверди появляются черты аккордно-гармонического склада. К вокальным партиям Монтеверди часто добавлял инструментальное сопровождение (клавесин, лютня).

Сочинение мадригалов и канцонетт явилось важным этапом в подготовке Монтеверди к оперному творчеству. Немалую роль сыграло также знакомство Монтеверди с творчеством композиторов-флорентинцев, авторов первых опер —Пери, Каччини и др.В 1607 году Монтеверди получил заказ написать музыку к театральному представлению в Мантуанском герцогстве. Это была первая опера Монтеверди «Орфей», поразившая слушателей необычной трагедийной трактовкой мифологического сюжета. Вслед за «Орфеем» появился ряд других опер Монтеверди, упрочивших его славу оперного композитора (пост. в Венеции): «Ариадна» (1608), из которой сохранилась единственная знаменитая ария «Плач Ариадны», «Прозерпина» (1630), «Возвращение Улисса» (1641), «Коронация Поппеи» (1642). Наиболее новаторским произведением Монтеверди является «Коронация Поппеи», впервые в истории оперы написанная на подлинный исторический сюжет (события времен Нерона).

Начиная с 1613 года и до конца жизни Монтеверди служил руководителем капеллы святого Марка в Венеции.В течение30 лет им было написано много церковной музыки; новаторство Монтеверди распространилось и на эту область творчества.

В 1637 годув Венеции при непосредственном участии Монтеверди был открыт первый оперный театр, в котором ставились и его оперы (в частности,«Ариадна» — 1639).

В историю музыки Монтеверди вошел как один из замечательных оперных композиторов своего времени, крупнейший представитель позднего Возрождения в Италии. Важной заслугой Монтеверди является введение в оперу ариозных номеров и драматических хоров, наряду с речитативами, характеризующими оперный стиль его предшественников. Монтеверди стремился подчинить музыку содержанию текста, создать индивидуальные музыкальные характеристики действующих лиц. Большую роль в этом играли гармонические и оркестровые средства. Монтеверди первый ввел в оперу увертюру, а также новые приемы в оркестре — тремоло и пиццикато струнных инструментов. Оркестр в операх Монтеверди достигает значительных размеров («Орфей» — около 40 инструментов). Наряду со струннымии духовыми инструментами, вошедшими впоследствии в состав классического оркестра, Монтеверди использовал виолу, лютню, клавесин и орган.

До наших дней сохранилась музыка трех опер Клаудио Монтеверди: «Орфея», «Возвращения Улисса» и «Коронации Поппеи». Многие видные современные композиторы (Ф. Малипьеро,Респиги, Л. Даллапиккола, В д'Энди, Орф. и другие) перерабатывали оперы Монтеверди для современного исполнения. Полное собрание сочинений Монтеверди в 16 тт. издано в Италии под редакцией Ф. Малипьеро (1926-42).


Е. А. Пустовит.