Львов Алексей Федорович

Категория: Композиторы

Львов Алексей Федорович (25 мая (5 июня) 1798 —16 декабря (28 декабря) 1870) — российский скрипач, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель. Директор Придворной певческой капеллы в 1837—1861. Автор музыки гимна «Боже, царя храни» (1833) и других сочинений.

Родился 25 мая1798 годав Ревеле (ныне Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Ф. П. Львова.Племянник Н. А. Львова. Получил в семье хорошее музыкальное воспитание. В семилетнем возрасте играл на скрипкев домашних концертах, обучался у многих педагогов, в том числе у Ф. Бёма, уроки композиции брал у И. Г. Миллера.

В 1818 году окончил институт путей сообщения, работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, не оставляя занятий на скрипке.

С 1826 года — флигель-адъютант.В 1833 году получил известность как автор музыки нового русского национального гимна.

1835 — в доме Львова проходят еженедельные квартетные собрания, возглавляемый им струнный квартет получил широкую известность. Славились и симфонические концерты, устраивавшиеся Львовым, ставшие основой созданного им «Концертного общества» (1850).

В 1837—1861 годах Львов был директором Придворной певческой капеллы. В этот период повысился художественный уровень исполнения хора Капеллы (в 1837—1839 годах её капельмейстером был Глинка), при ней были учреждены в 1839 году инструментальные классы, издан употребляемый православной церковью полный круг песнопений (знаменного распева) в 4-хголосной гармонизации (выполненной впервые под руководством Львова); в связис этой работой Львов написал трактат «О свободном или несимметричной ритме».

Умер А. Ф. Львов16 декабря1870 годав имении Романь близ Ковны. Похоронен в Пажайслисском монастыре под Каунасом.

Львов — крупный представитель русского скрипичного искусства 1-й половины XIX в.Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, прославился как замечательный виртуоз. Лишь во время путешествий за границей Львов выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Г. Спонтини,Р. Шуманом, высоко ценившим исполнительское мастерство Львова — солиста и ансамблиста. Последователь классической школы, Львов изложил основные начала скрипичной игры в брошюре,к которым приложил собственные «24 каприса», не утерявшихдо сих пор художественно-педагогического значения.

Композиторское творчество Львова эклектично. Традиции русской музыкальной культуры сочетаются с сильным итальянским, а, особенно, с немецким влияниями.

Основные музыкальные произведения

— музыка гимна Российской империи

— сочинения для церкви «Иже херувимы», «Вечери Твоея тайныя» и пр.

— опера «Бианка и Гвальтьеро», 1844

— опера «Ундина» (1847)

— небольшие оперы «Русский мужичок» и «Варвара»

— концерт для скрипки с оркестром

— 24 каприса для скрипки соло

— обработка оратории «Stabat mater» Перголези для солистов, хора и оркестра(в оригинале без хора).