Людвиг ван Бетховен Великий композитор

Категория: Композиторы

Людвиг ван Бетховен (Beethoven) (крещен 17.12.1770, Бонн — 26.3.1827, Вена) — немецкий композитор. Способности к музыке Бетховен проявил очень рано, и ему еще не исполнилось8 лет, когда он стал выступать в концертах как клавесинист. Первые уроки музыки ему преподавал отец, служивший певчим в капелле боннского курфюрста; но музыкальные занятия будущего композитора в детстве были омрачены бездушным отношением отца, поставившего целью извлечение материальной выгоды из выдающегося дарования ребенка.

Общее образование Бетховена ограничилось лишь низшей школой, и в 11 летон уже был определен на службу помощником органиста боннской капеллы. Здесь он встретилсяс превосходными чуткимучителем — композитором и органистомК. Г. Нефе.В 1782 году увидело свет первое из написанных сочинений композитора —9 вариаций для клавира на тему марша Е. К. Дреслера.

В возрасте 16 лет Бетховен посетил Вену. Ему довелось тогда сыграть свои импровизации Моцарту, который выразил восхищение дарованием юноши. Вскоре по возвращении на родину Бетховен пережил глубокое потрясение — кончину горячо любимой матери. Отец, и раньше страдавший алкоголизмом, теперь еще больше пристрастился к вину.На юношу легла забота о куске хлеба не только для себя, по и для двух маленьких братьев. В эти годы важное значение для него имела моральная поддержка, которую он нашелв семействе Брейнингов.

Восполняя пробелы общего образования, Бетховен совмещал службу в должности органиста и альтиста театрального оркестра не толькос сочинением музыки, но и с изучением иностранных языков, античной мифологии, классической и современной литературы. В 1789 году он стал студентом философского факультета Боннского университета. Революционные идеи свободы, равенства и братства оказали огромное влияние на формирование мировоззрения композитора. Многие его произведения напоены героическим пафосом борьбы за справедливое переустройство мира.

Осенью 1792 года Бетховен навсегда покинул Бонн и отправилсяв Вену для совершенствования под руководством И. Гайдна. Сохранившиеся учебные тетради Людвига Бетховена свидетельствуют о большом значении, которое он придавал овладению теорией композиции (он бралв Вене уроки не толькоу Гайдна,но также у И. Шенка,И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери). Являясь смелым новатором в музыкальном искусстве, Бетховен в то же время с подлинным уважением относился к высоким традициям прошлого. Так, И. С. Баха он называл «бессмертным богом гармонии», чье искусство «неисчерпаемо, как океан». Преклонялся он и передГенделем, Глюком, Моцартом.

В марте 1795 года состоялись два первых открытых выступления Бетховена в венском городском театре (одно из нихв пользу вдовы Моцарта). Вдохновенный импровизатор, он вскоре завоевал ведущее место среди венских композиторов-пианистов. Но консервативные критики, не понимая яркой новизны его стиля, нередко упрекали Бетховена в излишней смелости и нарочитой оригинальности.

За первое десятилетие пребывания в Вене Бетховен создал целый ряд замечательных произведений в различных жанрах, в т. ч. «Патетическую» и «Лунную» фортепианные сонаты, первые квартеты, «Аделаиду», 1-ю и 2-ю симфонии. Но ещене достигнув и 30 лет, композитор заболел тяжелым недугом, который стал для него величайшей трагедией жизни,—он начал терять слух. По признаниям Бетховена, он был близок к тому, чтобы покончить с собой. Только любовь к искусствуи высокое сознание общественного долга удержали художника от рокового шага. Он с удвоенной энергией собрал свои творческие силы, чтобы «схватить судьбу за глотку»,и вышел победителем из смертельно опасного кризиса.

В 1803 году прозвучала «Крейцерова» соната, а в 1804 году — «Героическая» симфония — произведение грандиозное по замыслу и по масштабам, в котором, как писал А. Серов, «веяние свободы воспето со всею достодолжной чистотой, строгостью и даже суровостью героической мысли». В 1805 году увидела свет опера «Фиделио», в которой прославлен подвиг, совершенный бесстрашной женщиной во имя справедливости, во имя спасения мужа от темных сил тирании и реакции.В том же году была создана и соната«Арраssionata» — одно из самых гениальных творений мирового искусства. Около 4 лет (1804-1808) продолжалась работа Бетховен над знаменитой 5-й симфонией, идейное содержание которой можно выразить словами: от мракак свету, через борьбу к победе. (Как и в ряде других сочинений композитора,— в 5-й симфонии отчетливо проступают интонационные связи с музыкой французской революции).

По меткому определению Н. Я. Мясковского, «миропонимание Бетховена — захватывающий оптимизм с социальной окраской». Действительно, Бетховен воспел радость как утверждение жизни. Радость, обретаемая человеком в борьбеза идеалчеловечества,— такова основная концепция бетховенской музыки. Чтобы представить себе глубину и размах воплощения этой концепции, достаточно сопоставить друг с другом первые части и финалы 5-й и 9-й симфоний или вступление и заключение увертюры к «Эгмонту» Гёте. Сказанное относится не толькок произведениямс триумфальным апофеозом. Медленная часть сонаты ор. 111 представляет собой совсем иную картину. Но и здесь воспевается счастливый мир, достигнутый в результате борьбы, развернувшейся в полной трагизма первой части. Не случайно гётевский Эгмонт был одним из любимых героев Бетховена, как не случайнои то, что «Appassionata» была вдохновлена образом шекспировского Просперо — образом человека, который силой воли, науки и фантазии сумел победить стихию, проявил необычайную выдержку в преодолении чудовищных препятствий и обрел высшую радость в надеждена светлое будущее.

Демократическая основа бетховенского творчества нашла своеобразное отражение и в том исключительном внимании, которое он уделял изучению и обработке народных песен. Он аранжировал для голоса с сопровождением трио мелодии песен: шотландских и ирландских; немецких, австрийских и швейцарских; итальянских, тирольских и испанских; датских и шведских; русских и польских; венгерских и украинских (многие из них впервые опубликованы лишь в 1941 году,в т. ч. аранжировки русских песен «Во лесочке комарочков много уродилось», «Ах, реченьки, реченьки», «Как пошли наши подружки» и украинской песни «Ехав козак за Дунай»).Темы русских народных песен и танцев Бетховен использовал также и в ряде своих оригинальных сочинений, например, в финалах двух квартетов ор. 59. Но особопримечательно то, что и свои собственные музыкальные темы он нередко вполне сознательно приближал к характеру народных напевов. Примерами могут служить так называемая «венгерская вариация» финала Героической симфонии, скерцо из сонаты ор. 31 № 3,наконец — венчающая симфоническое творчество композитора хоровая тема финала 9-й симфонии, написанная на текст оды Шиллера «К радости».

В последние годы жизни Бетховена к невзгодам, вызванным болезнью, добавились постоянные заботы и беспокойные хлопоты о племяннике (Карле). С 1818 года глухой композитор был вынужден пользоваться тетрадями, в которых его собеседники писали свои обращения к немуи отвечалина его вопросы. Эти «разговорные тетради» служат важным дополнением к письмами дневникам композитора. В частности, они показывают, что до последних дней своей жизни Людвиг Бетховен оставался верен высокому идеалу социального равенства людей.

Творчество Бетховена сыграло исключительно важную роль в истории музыки. Как никтоиз композиторов, творивших до него,он постиг заключенные в музыке возможности отражения процессов развития как борьбы и единства противоположностей. Этим постижением обусловлен свойственный бетховенской музыке глубокий драматизм жизненных конфликтов. Красота формы выступает в его сочинениях совершенно неотделимо от правдивогои всестороннего раскрытия явлений действительности, от воплощения высоких помыслов и идеалов человечества.

Задачу искусства Бетховен видел в беззаветном служении народу. Стремясь к общедоступности инструментальной музыки, он приблизилее языкк интонациям разговорной речи. Отсюда проистекают такие специфичные черты бетховенского стиля, как «говорящая мелодика», предельная рельефность построений и выразительность цезур между ними, отчетливость тональных планов и бесконечное богатство тончайших модуляций. Большинству своих произведений композитор не предпослал литературных разъяснений («Пасторальная» симфония представляет одно из немногих исключений из общего правила). Но почтив каждомиз крупных сочинений Бетховена всегда ощутима программно-идейная основа. Мужественный человек из народа, обладающий неиссякаемой творческой энергией и непримиримыйв борьбесо злом,— таков главный бетховенский герой. В этом художественном образе получила ярчайшее выражение революционная героика современной Бетховену эпохи.

Произведения Бетховена и поныне продолжают звучать с концертных эстрад всего мира. Популярность бетховенской музыки не тольконе уменьшается,но непрерывно возрастает. Призыв к единению людей, звучащий в 9-й симфонии, а также и в других его гениальных творениях, вдохновляет народы мира в священной борьбе за мири демократию.

М. Ю. Миркин