Пьетро Масканьи Биография Масканьи

Категория: Композиторы

Пьетро Масканьи (07.12.1863 —02.08.1945) — итальянский композитор и дирижер. Тайно от отца, желавшего, чтобы сын был юристом, Масканьи занимался музыкой у А. Софредини. Шестнадцати лет он уже был автором ряда произведений, в том числе симфонии и оперы «Пинотта» (пост. на сцене в 1932 году после коренной переработки). Только после того, как его кантата получила в 1881 году премию на Международной музыкальной выставке в Милане, отец Масканьи позволил сыну заниматься музыкой, а затеми поступитьв Миланскую консерваторию, где Масканьи занимался композицией у Понкьелли и М. Саладино.С 1885 года работал дирижером в различных итальянских оперных театрах.

В 1888 году получил 1-ю премию за оперу «Сельская честь» (пост. 1890, Рим) на конкурсе одноактных опер, организованном музыкальным издателем Сонцоньо. Правдивое изображение жизни сицилийских крестьян, эмоциональная музыкальная обрисовка людей из народа с их искренними чувствами и переживаниями, доходчивые, запоминающиеся мелодии (сицилиана Турриду, ария Сантуццы, песня Альфио и, наконец, знаменитое симфоническое интермеццо, разделяющее две части оперы) — все это создало опере небывалый успех как на итальянской сцене, так и за границей. Оперы «Сельская честь» Масканьи и «Паяцы» Леонкавалло положили начало оперному веризму, получившему широкое распространение в Италиии других западноевропейских странах.

После Верди и Понкьелли Масканьи наряду с Леонкавалло стал ведущим оперным композитором Италии конца 19 века. Лучшими операми Масканьи в этот период были «Друг Фриц» по новелле Эркман-Шатриана (пост. 1891) и «Ирис» из японской жизни (пост. 1898); последняя опера сохранилась в репертуаре итальянских театров. С появлениемПуччини оперы Масканьи были оттеснены на второй план. А его опера «Маски», премьера которой состоялась в 1901 году одновременно в шести разных городах Италии, потерпела всюду фиаско.

В 1895–1902 годах Масканьи состоял директором консерватории в Пезаро. Позже выступал лишь как дирижер собственных произведений. В 1929 году был избран членом Итальянской академии.

В истории итальянского музыкального театра Масканьи остается автором «Сельской чести» (все последующие оперы значительно уступали ей по своим достоинствам).


М. Ю. Миркин.