Рахманинов Сергей Васильевич

Категория: Композиторы

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) — русский композитор, пианист и дирижёр.

Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта1873 годав дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

Согласно данным, опубликованным в 1895 годуИ. И. Рахманиновым, род Рахманиновых ведёт, вероятно, своё начало от молдавских господарей Драгош, которые основали Молдавское государство и правили Молдавией более двухсот лет (XIV–XVI века).

Для укрепления союза Молдавии с Московским государством и Польшейи для успешной борьбы с многочисленными врагами Молдавии (венгры, турки и др.) один из господарей, Стефан Великий (1458–1504), выдал одну из своих дочерей замуж за польского короля, а другую, Елену Молдавскую, за наследника Иоанна III — Ивана Младого.

Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка.Рахманинов Сергей Васильевич

После смерти Стефана престол Молдавии перешёл к его старшему сыну — Богдану, а младший сын, Иван, не захотевший быть под началом брата, переехал с семьёйв Москву.Это произошло,по-видимому, около 1490–1491 года.

Сестра Ивана, Елена, в это время овдовела, и малолетний сын её и Ивана Младого, Дмитрий был объявлен наследником Московского престола. Вследствие интриг Софии Палеолог и матьи сын (Елена и Дмитрий) попали в опалуи были сосланы в Углич.Туда же был отправлен и приехавшийиз Молдавиив это время брат Елены — Иван. От сына его, Василия, прозванного Рахманин, и начинается собственно род Рахманиновых.

Род Рахманиновых восходит к боярину Рахманину. Возможно, боярин Рахманин получил своё прозвище по названию мифического народа в молдавских сказаниях — рахманов. К этому же роду принадлежат первый переводчик Вольтера на русский язык Иван Фёдорович Рахманинов и механик Иван Иванович Рахманинов, профессор Киевского университета.

Его родители были музыканты-любители. Проявив интерес к музыке уже в четыре года, он обучался игре на фортепиано, первые уроки дала мать. Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в классВ. В. Демьянского.

Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москвуи осенью1885 годаон был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессоруН. С. Звереву.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти,а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти)и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет,из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитиерусской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки.

По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897–1901 годов Рахманинов не мог сочинять и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризисаи одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества.

Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.

В 1911 годуС. В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллегиА. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант;он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.

Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концертев Стокгольме и в конце1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию.

В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген.15 февраляон впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступилв одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года, вместе с семьёй, отплыл из Норвегиив Нью-Йорк. Вплоть до 1926 годане писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет.Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Трирусские песни.

В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европеи вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одногоиз своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом.Хочу верить, верю в полную победу».

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это,он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта1943 годав Беверли-Хиллз, штат Калифорния США.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки.

Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П. Чайковский)и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единыйи цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.

Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчествеС. Прокофьева,Д. Шостаковича,Г. Свиридова,А. Шниткеи др.).

Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба»(см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова.

Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощьюмотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889–1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900–1909 и 1910–1917) и поздний (1918–1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки.

Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежитни одномуиз стилистических течений музыкального авангарда XX в.

Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным,не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов).

В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтиками оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.

Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Триоре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки.

Это произведение — один из первыхв мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причинеё провалана премьере.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23.

Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра,на слова Эдгара По в переводеК. Бальмонта (1913).

Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровуюи симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда.

В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романомМ. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в этоже время.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединилих под одним знаменателем — Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX векаи был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап.

Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ,он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

— Произведения
* ор. 1 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1890)
* ор. 2 — Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890)
* ор. 3 —Пьесы-фантазии для фортепиано (1891)
* op. 4 — Романсы (1892)
* ор. 5 — Сюита № 1 для двух фортепиано (1892)
* ор. 6 — Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893)
* ор. 7 — Симфоническая фантазия «Утёс» (1893)
* ор. 8 — Романсы (1894)
* ор. 9 — Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1893)
* ор. 10 — Салонные пьесы для фортепиано (1894)
* ор. 11 — Шесть пьес для фортепиано в четыре руки
* ор. 12 — Цыганское каприччио (1895)
* ор. 13 — Симфония № 1 (1895)
* ор. 14 — Романсы (1897)
* ор. 15 — Шесть хоров для женских или детских голосов (1897)
* ор. 16 — Музыкальные моменты для фортепиано (1897)
* ор. 17 — Сюита № 2 для двух фортепиано (1900)
* ор. 18 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900)
* ор. 19 — Соната для виолончели и фортепиано (1900)
* ор. 20 — Кантата «Весна» (1901)
* ор. 21 — Романсы (1902)
* ор. 22 — Вариации на тему Шопена (1902)
* ор. 23 — Прелюдии для фортепиано (1903)
* ор. 24 — Опера «Скупой Рыцарь» (1903)
* ор. 25 — Опера «Франческа да Римини» (1904)
* ор. 26 — Романсы (1907)
* ор. 27 — Симфония № 2 (1907)
* ор. 28 — Соната № 1 для фортепиано (1907)
* ор. 29 — Симфоническая поэма «Остров Мёртвых» (1908)
* ор. 30 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909)
* ор. 31 — Литургия св. Иоанна Златоуста (1911)
* ор. 32 — Прелюдии для фортепиано (1910)
* ор. 33 —Этюды-картины для фортепиано (1911)
* ор. 34 — Романсы (1911)
* ор. 35 — Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра (1913)
* ор. 36 — Соната № 2 для фортепиано (1913)
* ор. 37 — Всенощное бдение (1915)
* ор. 38 — Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916)
* ор. 39 —Этюды-картины (1917)
* ор. 40 — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1927)
* ор. 41 — Три русские песни для хора и оркестра (1928)
* ор. 42 — Вариации на тему Корелли для фортепиано (1929)
* ор. 43 — Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935)
* ор. 44 — Симфония № 3 (1937)
* ор. 45 — Симфонические танцы (1941)

Произведения без опуса:
* Элегическое трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891)
* Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (на сюжет баллады А. К. Толстого) (1891)
* Опера «Алеко» (1892)
* 2 струнных квартета (1889, 1896)
* Хор «Пантелей-целитель» (1899)
* Фортепианные пьесы и транскрипции

— Фильмография
1. 1989 — «Несрочная весна»
2. 2007 — «Ветка сирени» (Павел Лунгин)
— Интересные факты
* Мелодия популярной песни «All by myself», появившейся в 1975 годуи наиболее известной в исполнении Celine Dion,
была полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Первоначально Кармен полагал, что данное произведение находится в общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального выпуска своей пластинки. Из-за этого ему пришлось улаживать все юридические вопросы с наследниками Рахманинова и указывать имя Сергея Рахманинова как официального автора музыки к песне.
* Автором скульптурного портрета композитора, установленного в Рахманиновском зале Московской консерватории, является Дудник В. И.
* 14 июня2009 годав Великом Новгороде был открыт памятник Сергею Рахманинову работы скульптора Рукавишникова.