Рихард Георг Штраус Биография Штрауса

Категория: Композиторы

Рихард Штраус (Richard Strauss) (11.06.1864, Мюнхен — 8.09.1949, Гармиш, близ Мюнхена) — немецкий композитор и дирижер.Сын известного валторниста. С 4 лет обучался игре на фортепианои скрипке. Теорию музыки и инструментовку изучал под руководством Ф. В. Мейера.Уже в юношеском возрасте Штраус сочиняет две симфонии, написанные под влиянием Мендельсона. В 1884 году произошла встреча Штрауса с выдающимся дирижером и пианистомБюловым. Бюлов привлек Штрауса к работев оркестровой капелле в Мейнингене, что способствовало развитию дирижерского мастерства Штрауса. В формировании музыкально-эстетических взглядов Штрауса большое значение имела дружба с А. Риттером — дирижером, композитором и поэтом, страстным поклонником и пропагандистомВагнера. Штраус становится на путь развития традиций программного симфонизма Листа и музыкальной драмы Вагнера.

Под влиянием первой поездки в Италию в 1886 году Рихард Штраус пишет симфоническую фантазию «Из Италии», в которой обнаруживает высокое оркестрово-колористическое мастерство. В последующие годы Штраус создает ряд программных симфонических поэм: «Дон Жуан» по поэме Н. Ленау (1888), «Смерть и просветление» по стихотворению А. Риттера (1889), «Макбет» по трагедии Шекспира (1890). В начале 1890-х годов Штраус совершает поездки в Грецию, Египет, Сицилию. Там он работает над первой своей оперой «Гунтрам» на рыцарско-религиозный сюжет (пост. 1894; 2-я ред. пост. 1940). В этом сочинении заметно сильное влияние Вагнера.

В последующие годы Штраус продолжает создавать программные симфонические поэмы. Он пишет поэмы «Тиль Уленшпигель» («Веселые проказы Тиля Уленшпигеля», 1895; по фламандской легенде), «Так говорил Заратустра» (1896, по философскому произведению Фридриха Ницше), «Дон-Кихот» (1898) с солирующей виолончелью, «Жизнь героя» (1899) и др. Рихард Штраус ведет интенсивную дирижерскую деятельность: в Байрёйтском театре он дирижирует оперой Вагнера «Тангейзер», в Мюнхенском — моцартовским оперным циклом. В 1896 году Штраус совершил первую поездку в Россию.Как дирижерон выступал также в Нидерландах, Испании, Бельгии, Англии, Франции, Швейцарии. В 1898–1918 годах Штраус состоял главным дирижером Берлинской оперы, где осуществил постановку тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».

В 1905 годув Дрездене впервые поставлена опера Штрауса «Саломея» по драме Оскара Уайльда на библейский сюжет, а в 1909 году там же — опера «Электра» на сюжет античного мифа (либретто Г. Гофмансталя).В другом роде комическая опера Штрауса «Кавалер роз» на текст Гофмансталя (пост. там же в 1911 году),с блеском стилизующая венский быт 18 века.К 1915 году относится сочинение «Альпийской симфонии», в которой изображается восхождение на Альпы.В 1919–1924 годах Рихард Штраус — главный дирижер Венской оперы, где наряду с классическим репертуаром поставил свои оперы «Ариадна на Наксосе» (впервые в 1912 году) и «Женщина без тени» (1919). В годы гитлеровского господства Штраус оставался в Германии. Назначенный на пост президента имперской музыкальной палаты в Берлине, он в 1935 году отказался от этой должности. Конфликт между Штраусом и гитлеровским правительством возник в связис запрещением его оперы «Молчаливая женщина», написанной в 1935 годуна сюжетСтефана Цвейга — писателя еврейского происхождения.

Наиболее значительные произведения Рихарда Штрауса — программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Выдающийся талант и мастерство композитора обусловили большие достоинства его музыки: связь с лучшими традициями программного симфонизма, яркость и выразительность тематизма, большой темперамент, увлекательность, ослепительность оркестрового звучания, богатство и разнообразие колорита. Но все это сочетается в ряде случаев с натуралистической внешней иллюстративностью («Альпийская симфония», «Домашняя симфония»).


М. Ю. Миркин.