Рихард Вагнер Биография Вагнера

Категория: Композиторы

Рихард Вагнер (Richard Wagner) (22.5.1813, Лейпциг,— 13.2.1883, Венеция). Немецкий композитор. Отец Вагнера, полицейский чиновник, умер через несколько месяцев после его рождения. В августе1814 года мать Вагнера вышла замуж за художника, актера и поэта Людвига Гайера (Geyer) (возможно, Вагнер был его сыном). Вагнер посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге; в 15 летон написал свою первую театральную пьесу, а с 16 лет сочинял музыку. В 1831 году поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством К. Т. Вайнлига (Weinlig), кантора церкви Cвятого Фомы. Год спустя симфония Вагнера была с успехом исполнена в Гевандхаузе.В 1833 году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбургеи написал оперу «Феи», которая при его жизни не звучала. Опера «Запрет любви», созданная в 1835 году, была поставлена в следующем году в Магдебурге.К тому времени Вагнер уже дебютировал как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась). В 1836 году Вагнер женился на певице Минне Планер (Planer) и вместес ней переехал в Кенигсберг (ныне Калининград), где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. В 1837 году он занял аналогичную должность в Ригеи начал писать свою третью оперу — «Риенци». В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена.

В 1839 году чета Вагнеров, спасаясь от кредиторов, перебралась из Ригив Лондон,а оттудав Париж. Здесь Вагнер сблизился с Мейербером, Листом, Берлиозом. Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров, параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке («летучем голландце»). Между тем в 1842 году его «Риенци» — образец большой оперы во французскомдухе — был принят к постановкев Дрездене. Премьера «Риенци» прошла с большим успехом, сюжет оперы (о римском патриоте и «последнем трибуне» XIV века) отразил политические интересы и идеалы самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов «Молодая Германия». Опера «Летучий голландец», поставленная в 1843 году, была воспринята сдержаннее. Между тем она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве Вагнера как музыканта-драматурга. Начиная с «Летучего голландца» Вагнер постепенно отходит от номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества Вагнера, а до некоторой степени и всей его жизни. Эта темас незаурядной силой разработана в операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин», которые также основаны на старинных сказаниях и еще более радикально порывают с номерной структурой. Отныне роль основного носителя музыкального содержания в сценических произведениях Вагнера принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль.

Охваченный революционным пылом, Вагнер принял участие в дрезденском восстании и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар(к Листу),а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 летне пересекал границы Германии. В 1850–1851 годах Вагнер написал антисемитский памфлет «Еврейство в музыке» («Der Judenthum in der Musik»), направленный отчасти против его бывшего покровителя Мейербера, и работу «Опера и драма» («Oper und Drama»), обобщившую его идеи о музыкальном театре. Тогда жеон начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 году текст этого цикла (будущей тетралогии «Кольцо нибелунга») был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк (Wesendonck) и его жена Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен Вагнера для голоса и фортепиано,а драматическая история отношений Вагнера с женой друга нашла свое отражение в музыкальной драме «Тристан и Изольда», задуманной в 1854 годуи завершенной5 лет спустя, когда уже была написана половина тетралогии. В 1855 году Вагнер дирижировал концертами Филармонического общества в Лондоне.В 1858 году он поссорилсяс Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию; в 1860 году воссоединился с женойв Париже.В 1861 году «Тангейзер» был поставлен в Парижской опере. Несмотря на то что Вагнер переработал оперу в соответствиисо вкусами французской публики, произведение было освистано (скандал на премьере имел политическую подоплеку). В 1862 году Вагнер получил полную амнистию и правона беспрепятственный въезд в Германиюи тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866 году).В 1863 году он дирижировалв Вене, России, др. европейских странах (репертуар Вагнера включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую финансовую помощь.

Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг Вагнера особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов — дочерью Листа и женой дирижера Бюлова, который, впрочем, не изменил своего отношения к Вагнеру и в 1865 году провел в Мюнхене премьеру «Тристана и Изольды». Музыка «Тристана» с неслыханной выразительной силой воспроизводит все оттенки любовной страсти. При этом огромная партитура (ее исполнение длится свыше 4 часов) выполнена удивительно экономными средствами. Основным мелодическим элементом служит четырехзвучный восходящий хроматический мотив (с него начинается вступление к опере и им же завершается ее последняясцена — «Смерть Изольды»), а в гармонии преобладает принцип эллипсиса, т. е. постоянно откладываемого разрешения диссонанса в консонанс; тем самым создается атмосфера непреодолимого и страстного томления. Концепция оперы основана на идее единства любви и смертии отражает приверженность Вагнера к пессимистической философии Шопенгауэра. В совершенно ином духе выдержаны посвященные Людвигу II «Нюрнбергскиемайстерзингеры» — история о победе нового, свободного и возвышенного искусства над ограниченным педантизмом консерваторов. Хотя действие «Майстерзингеров» разворачивается в Нюрнберге середины XVI века, центральная коллизия оперы имеет отчетливый автобиографический подтекст. Если в «Тристане» господствует стихия напряженной хроматики, то в «Майстерзингерах» — полнокровная, мощная диатоника; существенную роль играет контрапункт. Персонажи «Майстерзингеров» —не мифологические фигуры (как в остальных зрелых операх Вагнера), а люди, представляющие разные слои общества. Опера изобилует народными и бытовыми сценами и содержит ряд песен, хоров, танцев, ансамблей. Один из центральных героев, Ганс Закс, представлен как народный поэт и музыкант, носитель исконных немецких ценностей. Венчающий оперу финальный монолог Закса — настоящий манифест немецкого национализма.

Премьера «Майстерзингеров» (п/у Бюлова) состоялась в Мюнхене в 1868 году.К этому времени Вагнер уже более 2 лет жил в Трибшене близ Люцерна. Козима переехала к нему в 1866 году.К моменту оформления законного брака (1870) у них уже было трое детей. Между тем в Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые 2 оперы все еще не оконченного «Кольца нибелунга» — «Золото Рейна» и «Валькирия». Вагнер сознавал, что для постановки всего цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту, учитывающему требования совокупного произведения искусства (т. е. музыкальной драмы, объединяющей музыку, поэзию, сценографию, сценическое движение). В 1872 году он торжественно заложил здание нового театра в Байройте(к северо-востокуот Нюрнберга)и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874 году, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру. В том же году Вагнер завершил последнюю оперу цикла, «Закат богов».

Открытие байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 года постановкой всего «Кольца» п/у Г. Рихтера.Вся тетралогия длится около 18 часов; «Золото Рейна» не делитсяна актыи выполняет функцию «вступительного вечера», а остальные три оперы содержат по 3 акта каждая (у «Заката богов» есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом). Огромная конструкция поддерживается в высшей степени детализированной системой лейтмотивов, каждый из которых несет символический смысл, указывая на определенный персонаж, обозначая то или иное понятие, предмет и т. п.При этомлейтмотивы —не просто условные знаки, но и объекты активного симфонического развития; их сочетания служат прояснению подтекстов, не выраженных непосредственно в либретто (аналогичная система приемов действует также в «Тристане» и «Майстерзингерах»). Воплощенный в «Кольце» древний миф не сводитсяк истории борьбы богов, людей, великанов и нибелунгов (карликов) за власть над миром, олицетворяемую золотым кольцом нибелунга Альбериха; как и всякий подлинный миф, он содержит глубочайшие прозрения обо всех сторонах бытия. Одни комментаторы считают «Кольцо» прообразом современных наук о человеке (психоанализа Фрейда, аналитической психологии Юнга, структурной антропологии К. Леви-Стросса),другие — идеологической основой социализма или фашизма, третьи — притчей об индустриальном обществе и т. д., однако ни одна частная интерпретация не исчерпывает всего многообразия его содержания.

Художественный триумф Вагнера на первом байройтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. В 1877 году Вагнер, надеясь возместить понесенные потери, дирижировал концертами в Лондоне. Позднее в том же году он приступилк сочинению оперы («торжественной сценической мистерии») «Парсифаль». В своих полемических писаниях он продолжал уделять повышенное внимание вопросу расовой чистоты. Большую часть 1880 года Вагнер провел в Италии. Вскоре «Парсифаль» был завершен, и на вторых байройтских торжествах (1882) состоялась премьера оперы п/у Леви.В «Парсифале» Вагнер вновь разрабатывает тему искупления, выдвигая на первый план христианские мотивы причастия и самоотречения.В конце1882 года Вагнер выехал в Венецию, где вскоре умер от сердечного приступа. Похоронен в Байройте.

Степень влияния Рихарда Вагнера на современникови потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей, преобразовал искусство дирижирования. Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе — как в случаеНицше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия.


«Музыкальный словарь Гроува». Издательский дом «Практика».
«The Macmillan Press Ltd».