Розенбаум Александр Яковлевич

Категория: Композиторы

Николай Константинович Рeрих (в ряде источников — Рёрих) (27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947, Кулу, Химачал-Прадеш, Индия) — русский художник, философ-мистик, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель, политик.

Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), основатель международного движения в защиту культуры.

Оказал особое влияние на развитиеНью-эйджв России. Широко распространена версия о том, что Рерих был большевистским агентом Коминтерна и сотрудничалс НКВД.

Представители рода Рерихов со времён Петра Первого занимали видные военные и административные посты в России.Его отец — Константин Фёдорович — был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать — Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев,Н. Костомаров,М. Микешин,Л. Ивановскийи многие другие.

С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие Востока.

Тот, кто беды не знал, тот счастья ни капелькине нашёл.Розенбаум Александр Яковлевич

В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи.

В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым,И. Е. Репиным,Н. А. Римским-Корсаковым,Д. В. Григоровичем,С. П. Дягилевым.Уже в студенческие годы Рерих становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае(в окрестностях озера Пирос). Неолитические находки Рериха вызвали подлинную сенсацию в Россиии Западной Европе.

В 1897 годуН. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым.Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники».

Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось лив лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так ив области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!».

Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».

Возраст — это состояние души, конфликтующее с телом иногда.Розенбаум Александр Яковлевич

Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне»(1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др.В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве.

«Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

В 24 годаН. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском Обществе Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского Общества Поощрения Художеств.

В 1899 годуон знакомитсяс Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий художник и общественный деятель.

В 1903–1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.

Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов)и статьи,в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.

В 1906 годуон создаёт12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. Покровский В. А.),а также эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павлана Шлиссельбургских пороховых заводах (арх. Покровский В. А.), для Троицкого собора Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция «Царица Небесная» и др.).

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.

Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907–1908; 1913–1914) — заметного и уникального явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерихв этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как искусствовед.

Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилевав Парижев оформленииН. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьев,Е. Н. Трубецкой,В. В. Розанов,П. А. Флоренский,С. Н. Булгаков,Н. А. Бердяеви др. вносила в русскую культуру глубинную философскую мысль, насыщала её напряженными исканиями смысла жизни и нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла к культуре Востока.

В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчествеН. К. Рериха.Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.), то уже с середины1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.).

Древние культуры России и Индии,их общий источник, интересуют Рериха как художника и как ученого. В его исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего.Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

С 1906 по1918 года Николай Рерих является директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другиеевропейские музеи.

Примерно с 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники,из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. В его искусстве сочетаются реализм и символизм.В этот период усиливается поиск мастера в области цвета.

Он почти отказывается от маслаи переходитк темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой.

Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В Россиии Европеза период с 1907 по1918 года было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха. Леонид Андреев образно назвал творимый художником мир — «Державой Рериха».

В 1909 годуН. К. Рерих был избран академиком Российской Академии Художеств и членом Реймской Академии во Франции.

С 1910 годаон возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа,Л. Бакст,И. Грабарь,В. Серов,К. Петров-Водкин,Б. Кустодиев,А. Остроумова-Лебедева,З. Серебряковаи др.

«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького,Н. К. Рерихв символических образах выразил накануне первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.

В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры.

В 1915 годуН. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ.

В 1916 годуиз-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств.

4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал у себяна квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в Россиии сохранению памятников старины.

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерихс семьёй оказался отрезанным от Родины.
«Песнь о Шамбале.Танг-ла». 1943

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой вступает в основанноеЕ. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыкуМ. П. Мусоргского и А. П. Бородина.

В 1920 годуН. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В числе115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и др. Выставки имели большой успех. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.

В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны в особенности среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства и даже строили для него музеи, один из которыхдо сих пор стоит в Нью-Йорке.

За счет предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации. В ноябре1921 годав Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство.

Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника.

В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом, и уже с 1900 годa Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны1920 года вся семья Рерихов была всецело поглощена спиритическими сеансами, у нихв доме часто устраивались спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники.

Осваивался метод «автоматического письма», под которым в оккультно-мистической практике подразумевается контакт с некоторым духом, при котором сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю духа, вышедшего на «контакт».

Непосредственные записи методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих,а отчастии его сын Юрий. Рерих сделал в трансе серию карандашных портретов, на которых изображены восточные Учителя — Будда, Лао-Цзы, Сестра Ориола, Учитель Рерихов Аллал-Минги другие. Статья Рериха «О свободе передвижения предметов искусства» дана автоматическим письмом.

О спиритических сеансах Рерихов известно также из их внутрисемейной переписки и дневниковых записей, где есть свидетельства того, что на сеансахсо столом Рерихи вызывали души умерших людей.

Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению, им удалось сделать со второй половины 1921 года.

Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для визуализации своих собеседников и дляих слышания семье Рерихов уже не нужна была помощь стола. Некоторые исследователи считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами, действительное существование которых считается наукой недоказанным.

События первой Центральноазиатской экспедиции нашли отражение в дневникахН. К. Рериха«Алтай-Гималаи» и Ю. Н. Рериха «По тропам Срединной Азии». В 1990-е годы были опубликованы дневники других участников Тибетского путешествия, в которых обращено внимание на особую «буддийскую миссию» экспедиции в Лхасу (Рябинин, Портнягин, Кордашевский).

В это же время были обнаружены материалы в Госархиве РФ, касающиеся деятельности Рерихов и их американских сотрудников в отношении концессий на Алтае в 1926–29 годах. Имеется также ряд рассекреченых документов советской, английской и немецкой разведок о деятельности Рерихов в период экспедиции.

2 декабря 1923 годаН. К. Рерихсо своей семьёй прибывает из Америкив Индию. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездомв Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась с 1924 по1928 год. Официально экспедиция была заявлена как американская.

Считается, что по уникальности маршрута и собранным материалам она по праву занимает особое место среди крупнейших экспедиций XX века.

Были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрея», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.

После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправилсяиз Америкив Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредомН. Н. Крестинскими затем — с его помощником Г. А. Астаховым.

Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рериховв литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книгАгни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленинеи проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Впоследствии, когда Рерихи вновь отвернулись от коммунизма, все абзацы о Ленине были исключены из рижского переиздания книги в 1936 году.

Например, в параграфе64 «Общины»1936 года уже нет тех слов, которые были в издании1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса».

В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларецс гималайской землей на могилу «Махатмы Ленина». Все дары, включая несколько картин и «Общину» (1926), Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне1926 года,а тот передал их в Институт Ленина.

Также в Хотане5 октября1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском музее изобразительных искусств. На картине четко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чемв дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».

В процессе подготовки экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом Луисом Хоршем создали в Нью-Йорке две деловые корпорации — «Ур» и «Белуха», которые имели целью проводить широкое деловое предпринимательство на территории Советского Союза — в областях лесоводства, горнодобывающей промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и других.

В Москве американские сотрудники Рериха отстаивали интересы «Белухи» на приобретение концессий на Алтае, проводя встречи с чиновниками властных структур Б. Н. Мельниковым (Наркоминдел) и М. А. Трилиссером (ОГПУ). Рерихи посетили Алтай с научно-разведывательнойи этнографической экспедицией, проводя подбор мест под предполагаемые концессии и изучая возможность «организации в районе горы Белухи культурно-промышленного центра».

Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытиив Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927-28гг.).

По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению ее руководителя, Рериха, имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве «Западного Далай-ламы». Однако в действительностив буддизм Рерих не обращался.

Во время семимесячной стоянки в Урге шла основательная подготовка к тибетскому походу. Рерихи направили своим сотрудникам в Америку задание — изготовить орден «Будды Всепобеждающего», которым предполагалось наградить Далай-ламу. Эскиз для ордена нарисовал сам Рерих. Этот буддийский знак был заказан в лучшей мастерской Нью-Йорка,у потомственных ювелиров Тиффани.

На фоне двойной ваджры выделялась рельефная золоченая фигура Манджушри с огненным мечом, а у его лотосовых стоп красовалась пятиконечная звезда.

Однако встреча с Далай-ламойне состоялась: осенью 1927 года экспедиция была задержана тибетскими властями на подступахк Лхасеи пять месяцев находилась в снежном плену высоко в горахна плато Чантанг, где Рерих писал многочисленные письма тибетским властям, в том числе Далай-ламе,о том, как несправедливо встречено первое «буддийское посольство».

Экспедиция так и не была допущена в Лхасуи была вынуждена ценой неимоверных трудностей и потерь пробиваться в Индию.По завершении экспедиции Рерих написал Буддистскому центру в Нью-Йорке письмо, в котором призывал отмежеваться от Далай-ламыи прерватьс ним всяческие отношения.

Существует несколько версий того, что являлось главной целью поездки Рерихов в Центрально-азиатскую экспедицию. Единства мнений нет, и идет информационная война между приверженцами различных версий.

Версия об исключительно художественных и этнографических целях центрально-азиатской экспедиции Рериха описана в работахЛ. В. Шапошниковой и П. Ф. Беликова, который написал биографию Рериха в 1972 году, когда еще не были доступны дополнительные источники об экспедиции.

Согласно этой версии возможность совершить научную экспедицию по Центральной Азии Рериху обеспечили продажа картин, гонорары за оформление театральных постановок, публикации многочисленных статей, доходы от деятельности американских общественных культурно-просветительских организаций. Для подтверждения своей версии ее приверженцы апеллируют к словам самих Рерихов.

Например, приводя слова Рериха: «Кроме художественных задач в нашей экспедиции мы имелив виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

Активную роль в распространении этой версии играет Международный центр Рерихов в Москве, ведя активную информационную войну против остальных версий.

Версия о связи Рериха с ОГПУ была изложена Олегом Шишкиным в книге «Битва за Гималаи»,в которойон делает более 150 ссылокна документы различных архивов. На основе теории О. Шишкина был написан целый ряд статей в СМИи книг,в том числе документально-историческая книга «Оккультные тайны НКВД и СС» Антона Первушина, книга Игоря Минутко «Искушение учителя.

Версия жизни и смерти Николая Рериха», а также сняты передачи и документальные фильмы, показанные по телеканалу «Культура» и «НТВ». В СМИ был опубликован ряд статей, авторы которых опровергают связь Рериха с ОГПУ. Однако версия Шишкина получила широкое распространение и считается достоверной среди ряда профессиональных историков.

Согласно этой версии Николай Рерих был завербован ОГПУ и на деньги Советского Союза был отправлен в Америкус тем, чтобы способствовать экономическим и иным связям СССР. Вместе с завербованным советской разведкой американским бизнесменом Луисом Хоршем по кличке «Буддист», финансируемым Москвой, Рерихи организуют в Америке ряд компаний, в том числе и «Белуху».

На деньги советской разведки была организована центрально-азиатская экспедиция, целью которой было свержение Далай-ламы XIII, добившегося в 1913 году независимости Тибета, и пригласившего для модернизации тибетской армии англичан. Это не устраивало Советские власти, поэтому был придуман план переворота в Тибете,с тем чтобы вызвать беспорядки и сместить неугодного СССР Далай-ламу XIII.

По мнению Шишкина одним из главных координаторов Тибетской миссии ОГПУ использовало Якова Блюмкина, который под видом буддийского монаха принимал участие в экспедиции. Однако миссия по свержению Далай-ламы потерпела фиаско, поскольку экспедиция вызвала подозрения не толькоу англичан, но и у Далай-ламыи его окружения.

Впоследствии Блюмкина расстреляли, а Луис Хорш получил директиву от своего руководства разорить все учреждения Рериха в США, используя хранившиеся у него долговые обязательства, что и произошлово второй половине 1930-х годов.

Версия предложена В. А. Росовым, который защитил по ней докторскую диссертацию. Росов указал, что свое исследование провел, чтобы противостоять хаосу «интеллектуальных мародеров» типа О. Шишкина и А. Первушина, выставляющих Рерихов в ложном свете. Согласно версии Росова, проанализировавшего Тибетскую и Маньчжурскую экспедиции, Рерих был вовлечен в большую политику, пытаясь осуществить утопическую мечту о «Новой Стране».

По утверждению Росова на встречах осенью 1924-го года Николая Рериха с Н. Н. Крестинским и Г. А. Астаховымв представительстве СССР в Берлине вырабатывался общий план «Единой Азии», главный тезис которого состоял в том, чтобы в государственном масштабе объединить учение буддизма с коммунистической идеологией.

Мировой план Рериха содержал в себе идею создания Новой Страны на просторах Азии. План строительства монголо-сибирского государства со столицейв Звенигородена Алтае, основывался на культе Майтрейи. Понятия Шамбалы и Майтрейи Рерихи напрямую связали с коммунистическими идеалами. «Шествие коммунизма нужно крепко сплести с именем Майтрейи». Таким образом закладывалось начало нового религиозного движения в Азии.

По поводу визита в Лхасу Росов зявляет, что от имени западных буддистов художник намеревался предложить владыке Тибета, Далай-ламе XIII, союз для покровительства буддийскому миру. Росов предполагает, что главным пунктом запланированных переговоров Рериха с Далай-ламой должен был быть тезис о слиянии буддизма и коммунизма.

Поскольку назревала необходимость реформирования буддизма в Азии,Н. К. Рерих намеревался учредить «Орден Будды Всепобеждающего» и договоритьсяс Далай-ламойо самостоятельной параллельной ветви Западных буддистов.

Это был бы завершающий шаг перед тем как приступить к созданию независимого государства, названного условно «Новой Страной». В этом, по мнению Росова, состоял Мировой План Рерихов, задуманный для того, чтобы перекроить карту Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Однако из-за противодействия англичан Рерихам не удалось достичь столицы Тибета и встретитьсяс Далай-ламой, буддийский поход на просторы Сибири и в монгольские степи был отложен, Мировой План претерпел изменения, и последовавшая Маньчжурская экспедиция сделалась необходимой и главной его частью.

В. А. Росов является завотделом «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока, где версия Рериха как политика была принята и, в частности, публикуется в брошюрах, издаваемых музеем.

По одной из версий Рерихи отправились в центрально-азиатскую экспедицию, чтобы найти Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки. Предполагается также, что миссией Рериха было возвращение в Шамбалу таинственного камня чинтамани (санскр. «драгоценность, исполняющая желания»), вверенного ему Лигой Наций. Члены экспедиции были уверены, что Алтай — великий духовный центр, неким образом связанный с Шамбалой.

Предполагается, что Рериха на поиски Шамбалы вдохновил перевод «Путеводителя по Шамбале», написанного в серединеXVIII века Третьим Панчен-ламой (1738–1780). Там описывалось, что путешествие в Шамбалу представляет собой внутренний духовный поиск. Однако это объяснение не удержало Рерихов от попыток достичь Шамбалы, попросту добравшись туда пешком или верхом.

В работе «Шамбала: в поисках новой эры» (1930) Рерих описал Шамбалу как святой город к северуот Индии, где его правитель проповедует учения Будды Майтреи ради вселенского мира. Рерих также намекал на сходство между Шамбалой и Туле — страной, скрытой на Северном полюсе, которая вдохновила немцев на поиски тайной земли. Он также упомянул о связи Шамбалы с подземным городом Агарти, в который можно попасть через подземный тоннель под Гималаями.

Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки, и по окончании экспедиции в июле1928 годав Западных Гималаях, в долинеКулу Н. К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводес санскрита означает «Свет Утренней звезды».

Здесь же,в долине Кулу, пройдёт последний период жизни художника. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед с мировым именем. Он же руководил этнолого-лингвистическими исследованиями и разведкой археологических памятников. В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие другие лаборатории.

Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока. Собирались и переводилисьна европейские языки редчайшие письменные источники многовековой давности, изучались полузабытые наречия. Приглашённые специалисты и временные сотрудники собирали ботанические и зоологические коллекции.

С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии. Научные материалы он посылалв Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет в Кембридже, Ботанический сад Академии наук СССР.

Академик Н. И. Вавилов, известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. Сотрудничали с институтоми такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Л. де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др.

С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников. В научныхи периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати».

Рерих разделял распространенные среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма,и проанализировав тенденции мировой политики и собранныев Центральноазиатской экспедиции пророчества, приходит к выводу, что середина 1930-х годов может ознаменоваться разворачиванием процесса «единения Азии», который начнется с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южнойи юго-восточной Сибири.

Желая по возможности принять участие в этом процессе, он организует через американский Сельскохозяйственный Департамент долгосрочную экспедицию в Маньчжуриюи северный Китай. В 1930 году Рерих подружился с Г. Э. Уоллесом, который, став министром сельского хозяйства в администрации Франклина Рузвельта, отправил Рериха в экспедициюс целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы.

Экспедиция была организована в 1934–1935 годах и состоялаиз двух частей. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в севернойи северо-восточной части современного Китая.

В результате было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. В Америку было направлено 2000 посылок семян. Художник написал много этюдов, проводил археологические исследования, собирал материалы по лингвистике и фольклору. Рерих в течение17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы.

Однако во время экспедиции Рерих, игнорируя по большей части порученную ему миссию, погрузился в азиатскую политику, тщетно побуждая буддийские массы к революции. Первая деловая встреча Рериха после отъезда из СШАв экспедицию была в Япониис военным министром Седжуро Хаяши, и целью встречи было исследование возможностей создания нового государства на северо-востоке Азии.

Во время экспедиции Рерих и его сын Юрий не только формально сотрудничали с эмигрантскими организациями, такими как Военно-Монархический Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но и предпринимали конкретные шаги, например, оказывали финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску и купили газету «Русское Слово» для Российского Общевоинского Союза.

Рерих вел самую активную деятельность среди многочисленной русской эмиграции, став весьма заметным культурным лидером. Это вызвало сильное недовольство властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция. Также это привлекло внимание белогвардейской контрразведки, которая установив факт посещения Рерихом Москвы и его теософские увлечения, раздула громкий скандал в прессе.

Японские власти, поддержанные прояпонскими кругами, были недовольны работой Рериха по объединению эмиграции на Дальнем Востоке и провели кампанию в харбинской прессе по дискредитации культурной миссии Рериха. Японская цензура арестовала весь тираж отпечатанной в типографии книги Н. К. Рериха «Священный дозор».

После публикации скандальной статьи в газете «Чикаго Трибьюн» в июне1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у границ Монголии, министр Уоллес прервал отношения с Рерихами, поскольку они могли испортить ему репутацию в глазах избирателей.

Экспедиция была досрочно прекращена в Шанхае21 сентября1935 года. Лишение поддержки со стороны министра Г. Уоллесаи бизнесменаЛ. Хоршав конце1935 года привело к разрушению деятельности всех рериховских учреждений в США.

В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красотеи Знании» — писал он.

И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в художественных образах.

В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации.

Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всехеё материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества.
Александр Яковлевич Розенбаум (13 сентября 1951, Ленинград, СССР) — советский и российский бард, певец, композитор, актёр, заслуженный артист РФ (1996 г.), народный артист России (2001).

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября1951 годав Ленинграде,в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши — 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.

Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск — туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска — в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей.

Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи — акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын — Владимир Розенбаум.

Музыкой стал заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе.По словам Александра Яковлевича, он «на сценес пяти лет».

В 1968–1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде.До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армиюне взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу.

Через год Розенбаум восстановился в институтеи закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 годав институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп.В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лети нашёлв ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября1983 годав Доме культуры МВД им. Ф. Э. Дзержинского.В дальнейшемон стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».

Некоторое время выступал под псевдонимом Аяров (от «А. Я. Розенбаум»), ссылаясь на якобы имевшие место преследования из-за еврейской национальности.

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер».

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия».

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

28 июня 2005 подписалв числе50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Живёт и работаетв Санкт-Петербурге.

Подписал в числе42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример — песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине»,«Проводи-ка меня, батя, да на войну…»и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»).

Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Черного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертамив Афганистане.

Хотя свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играетв строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары, ранние блатные песни исполнялись им под классическую «шансонную» аранжировку (в частности,на нескольких концертах вместе с братьями Жемчужными).

Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.).

За карьеру наибольшую популярность Розенбаум снискал в 1985–1990 годах как певец «афганской» темы. Розенбаум обладает определённым сценическим обаянием, притягательностью, обладает сильным мужественным голосом баритональной природы. В своих выступлениях и интервью бард подчёркивает собственную мужественность, брутальность.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон»с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру авторской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

— Дискография
— Номерные альбомы

  • 1982 — Памяти А. Северного
  • 1983 — Новые песни
  • 1986 — Эпитафия
  • 1986 — Мои дворы
  • 1986 — Нарисуйте мне дом
  • 1988 — Дорога длиною в жизнь
  • 1988 — Казачьи песни
  • 1988 — Анафема
  • 1993 — Гоп-стоп
  • 1994 — Горячая десятка
  • 1994 — А. Розенбаум и «Братья Жемчужные» 11 лет спустя
  • 1994 — Ностальгия
  • 1994 — Вялотекущая шизофрения
  • 1988 — Былое и диски (1986–1988)

— Том 1
— Том 2
— Том 3
  • 1981 — Антология 1. Домашний концерт
  • 1983 — Антология 2. Посвящение посвящающим
  • 1984 — Антология 3. Концерт в Воркуте
  • 1987 — Антология 4. Концерт на ЛОМО
  • 1995 — Розовый жемчуг
  • 1996 — На плантациях любви
  • 1997 — Возвращение на Арго
  • 1997 — Июльская жара
  • 1999 — Транссибирская магистраль
  • 2001 — Настоящий солдат
  • 2001 — Старая гитара
  • 2003 — Я люблю возвращаться в свой город…
  • 2003 — Странная жизнь
  • 2005 — Я вижу свет
  • 2007 — Попутчики
  • 2009 — Мечта блатного поэта
— Концертные записи
  • 1981 — Домашний концерт
  • 1982 — Концерт, посвящённый памяти А. Северного [часть 1]
  • 1982 — Концерт, посвящённый памяти А. Северного[часть 2]
  • 1983 — Ноябрь 1983 год, город Ленинград
  • 1983 — Посвящение посвящающим
  • 1984 — Концерт в Воркуте
  • 1987 — Нью-Йоркский концерт
  • 1987 — Концерт на ЛОМО
  • 1996 — Концерт в день рождения
— Музыка к фильмам
  • 1987 — Друг (реж. Леонид Квинихидзе)
— Сборники
  • Сборник Из
— Актёрские работы
  • 1987 — Два часа с бардами
  • 1991 — Афганский излом — камео
  • 1991 — Побег на край света
  • 1991 — Бессоница
  • 1992 — Чтобы выжить — Джафар
  • 2005 — Не хлебом единым — Ростислав Петрович
  • 2008 — Сайд-степ
— Фильмы о персоне
  • 2010 — Мужчины не плачут(концерт-исповедь)