Станислав Монюшко Биография Монюшко

Категория: Композиторы

Станислав Монюшко (Moniuszko) (5.5.1819, Убель близ Минска,— 4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился у матери, с 1827 года — у А. Фрейера (фортепиано, орган) в Варшаве, в 1830–1837 годах — у Д. Стефановича (композиция) в Минске, в 1837–1840 годах — у Ф. Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине. 1-е изданное сочинение — «Три песни» на словаМицкевича (1838). В 1840–1858 годах жил в Вильнюсе. Служил церковным органистом, давал уроки фортепиано и композиции (среди учеников —Ц. Кюи), с 1850 году дирижировал в оперном театре, вёл большую музыкально-просветительскую деятельность. С 1842 года работал над песнями, которые объединил в сборники «Домашние песенники» (сборник 1–6 изд. в 1844–1859;7-12 — посмертно Я. Карловичем). Своими песнями (создал около 400) Монюшко вслед за Шопеном заложил основы национальной вокальной музыки; в них проявились характерные черты его музыкального стиля — использование народных песенно-танцевальных элементов, мелодичность, лирическая насыщенность, демократизм музыкального языка. С 1858 года Монюшко работал в Варшаве, был дирижёром «Театра Вельки»; в 1864–1874 годах — профессор Музыкального института (среди учеников —З. Носковский,Х. Ярецкий).

Станислав Монюшко внёс национальные черты во все разрабатываемые им жанры: кантаты («Мильда», 1848, «Ниола» и «Крумине», 1852; все на словаЮ. Крашевского; «Призраки», 1865, и «Крымские сонеты» на словаА. Мицкевича, 1868), духовную музыку («Остробрамские литании», 6 месс,в том числе «Петровинская»). Важной вехой в развитии национального симфонизма стали оркестровые сочинения Монюшко (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому, 1848; увертюры «Каин», 1856, «Военная», 1857, и др.).Но главная заслуга Монюшко — создание первой национальной оперы. Его оперныйдебют — «Галька» (концертное исполнение, 2-актная редакция, 1848, постановка 1854, Вильнюс); из-за либретто, имевшего остросоциальный характер (сочувствие трагической судьбе крестьянки, осуждение шляхты), не ставиласьв Варшаве до 1858 года (новая редакция —4 акта). Яркий национальный колорит (особенно в массовых сценах, в том числе в «Танцах горцев»), мелодическое богатство, выразительная драматургия принесли «Гальке» успех. В Варшаве Монюшко написал и поставил свои комические оперы «Сплавщик леса» (1858), в которой дал образы крестьян, «Графиня» (1860) и «Честное слово» (1861) — сатира на польскую аристократию. Чувством патриотизма проникнута одна из лучших опер Монюшко — «Зачарованный замок» («Страшный двор», 1865); протест против социального неравенства прозвучал в опере «Пария» (1869).

Музыкально-сценические произведения Монюшко (им написано свыше 15 опер, несколько водевилей и оперетт) отличаются национальным своеобразием музыкального языка, яркими характеристиками образов, высоким профессионализмом, который проявляется в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении оркестровыми средствами. Среди других произведений — около 50 пьес для фортепиано, вокальные ансамбли, хоры.

Монюшко совершил несколько поездок в Петербург: в 1842 году — неудавшаяся попытка получить место придворного композитора в оперном театре, в 1849 и1856 годах — авторские концерты, знакомство с Глинкой, А. С. Даргомыжским,Серовым, высоко оценившими творчество Монюшко. В 1858 году Монюшко посетил Германию (познакомился с Листом), затем Чехию, Францию. Творчество Станислава Монюшко — одного из крупнейших представителей польской национальной музыкальной культуры — получило признание в других странах, особенно в славянских.


И. И. Свирида.