Стравинский Игорь Федорович

Категория: Композиторы

Стравинский Игорь Федорович — (1882–1971), русский композитор. Родился 5 (17) июня 1882 в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга.

Вырос в музыкальной семье – отец его был оперным певцом. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишьв двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова.В 1905 опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым – прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже.По его заказу Стравинский написал одну из самых блестящих своих партитур – балет по русской сказке Жар-птица (1910).

В следующем году был завершен еще один балет – Петрушка, где в живыхи достоверных образах воссозданы картины русской масленицы. Музыкальный язык Жар-птицыи Петрушки еще сохраняет связь с прежней традицией, но ужев третьем балете – Весна священная (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Премьера Весны священной, поставленной «Русским балетом» Дягилева в Париже29 мая 1913, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке.

Перед началом Первой мировой войны композитор покинул Россию. До 1939 жил во Франции, затем поселился в США. Добровольное изгнание стало причиной постепенного исчезновения из музыки Стравинского элементов русского фольклора. Русские темы еще присутствуют в партитуре Истории солдата (L`Histoire du soldat) для семи инструментов, созданной в годы Первой мировой войны, а такжев кантате Свадебка (Les Noces, 1920) – стилизации деревенского свадебного гулянья – для солистов, 4 роялей и 17 ударных.

Но в более поздних сочинениях уже прослеживается поворот к классицизмуи религиозной тематике. Сюда относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет Аполлон Мусагет (Apollon Musagete, 1927) и в особенности кантата Симфония псалмов (A Symphony of Psalms, 1930). В этот же период композитор создает балеты Пульчинелла (Pulcinella, 1920, на темы Перголези) и Поцелуй феи (Le Baiser de la fée, 1928, на темы Чайковского). Его Симфонияв трех частях (Symphony in Three Movements, 1945) – синтез неоклассицистской манеры и революционного стиля Весны священной.

Оценить правильно меня смог бы только лев. Если быон съел меня, то наверное, решил, что «старик был жестковат, но со вкусом.Стравинский Игорь Федорович

Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в Царе Эдипе (Oedipus Rex, 1927), опере-ораториина латинский текст; скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма. В 1951 Стравинский написал оперу Похождения повесы (The Rake`s Progress, по серии нравоучительных гравюр Уильяма Хогарта) – сочинение, которое знаменует еще одну стилистическую линию его творчества: элементы комедии, моралите и мелодрамы сливаются в шутливо-назидательное целое.

Возможно, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского (уже перешагнувшего 70-летний рубеж) стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. В этом стиле созданы балет Агон (Agon, 1957) для 12 танцовщикови духовная кантата на библейский текст Плач пророка Иеремии (Threni, 1958) для солистов, хора и оркестра. Неповторимая манера Стравинского отчетливо проявилась в ритмике, полифонии и тембровой палитре этих додекафонных сочинений.

Умер Стравинский в Нью-Йорке6 апреля 1971. Его влияниена музыку20 в. огромно. Такие шедевры, как Весна священная, вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира.