Вольфганг Амадей Моцарт лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта

Категория: Композиторы

27 января2006 года исполнилось 250 летсо дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта, одного из любимейших композиторов человечества.

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» — даже пушкинский Сальери, измученный завистью и ревностью,не можетне узнатьв Моцарте явление запредельного, не поддающегося человеческому рацио.

Вольфганг Амадей Моцарт, венский классик, взял лучшее у своейэпохи — стройность формы, ясность фактуры, но классицистская объективность в отображении общемировых процессов приобретает у Моцарта черты индивидуализированные, личностные, что смыкает его творчество с идеологией эпохи романтизма. Таким образом в творчестве Моцарта соединяются два полюса: космос и конкретная жизнь. Субъективное и единичное превращается в объективноеи всеобщее. Происходит превращение человека в музыку.

«Моцарт существует и будет существовать вечно; божественный Моцарт —не имя,но снизошедшийс небес дух, который появился в этот мир, провел в нем тридцать с чем-то лет и потом покинул его обновленным, обогащенным и осчастливленным своим появлением»,- сказал в ХХ веке Леонард Бернстайн.

Моцарта часто упрекают в гедонизме,отчасти — легкомыслии, усматривают в его музыке изящную игривость и галантность. Композитор предстает перед нами вечным солнечным юношей, полным веселья. Однако жизнь композитора была глубоко трагичной.

Музыка Моцарта универсальна. Чистота, свобода, божественная простота, которая, быть может, и есть наивысшая степень виртуозности,— эти качества делают музыку Моцарта доступной неискушенному слушателю и изумляют знатоков. Круг ее слушателей — неограничен.

Моцарт сознательно шел к универсализации музыкального языка. Наиболее ясно это стремление проявляется в его последней опере. «Волшебная флейта» соединяет в себе традиции немецкого народного балаганного искусства и элементы масонской идеологии, сказочное —в сюжете,реалистическое —в изображении характеров, переживаний, движений души. Неслучайно премьера оперы состоялась на сцене народного театра «Ауф дер Виден». Таким образом, композитор обратился к широкому обществу, не ограничившись аристократической верхушкой. Птицелов Папагено, один из персонажей «Волшебной флейты», чудаковатый и грубоватый, обладает невероятным обаянием. Его можно считать одной из ипостасей самого композитора. У Моцарта, вышедшего из простонародной среды (среди его предков — каменщиков, строительных рабочих, переплетчиков, отец был первым, кто получил образование), стихия народного была в крови. Папагено был особенно дорог композитору. Известно, что перед смертью, находясь уже в агонии, Моцарт пытался напевать песенку Папагено «Известный всем я птицелов».

"…Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга,от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. (Петр Чайковский).

Уже в возрасте4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5–6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 годув Лондоне). Клавесинист-виртуоз, он выступал также как скрипач, певец, органист и дирижер, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью.С 6 лет в биографии Моцарта очевиден успех: он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В 11 лет выступил как театральный композитор (школьная опера «Аполлон и Гиацинт»).Год спустя создал немецкий зингшпиль «Бастьен и Бастьенна»и итальянскуюоперу-буффу «Притворная пастушка». И в1770 году Папа римский наградил его орденом Золотой шпоры.

Светское общество, которое изумлялось и умильно заискивало перед чудо-ребенком, по сути своей поверхностное, пустое, напыщенное и погрязшеев самолюбовании,не смогло воспринять выросшего Моцарта. Гений, который рассматривался скучающими господами через призму собственного величия, был для них диковинкой, забавой. Программа его выступлений напоминала цирковые представления: игра на закрытой платком клавиатуре, определение высоты звуков, изданных предметами — колокольчиками, стаканами, часами и т. д., импровизация в любой тональности по заказу — все это не имело никакого отношения к подлинному искусству. Моцарт, стремительно выраставший из узких стилевых рамок классицистской эстетики, стал чужд и непонятен современникам. Опережая время, как всякий гений, Моцарт обрек себя на нищетуи гибель.

…Весной 1791 года Вольфганга Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять это место в случае смерти последнего (капельмейстер пережил его). За полмесяцадо смерти Моцарт слег (диагноз — ревматически-воспалительная лихорадка). Великий гений погребен в общей могиле на кладбище св. Марка.

Жизнелюбие Моцарта, столь часто воспеваемое, свет и радость, которыми наполнена его музыка, являются, видимо, не чем иным, как душевным, духовным преодолением глубокой внутренней скорби, в той или иной мере присущей великим людям. Вот что Вольфганг писал отцу (Леопольду Моцарту) 4 апреля1787 года: «Мне сообщили о Вашей болезни. Жду с нетерпением известия от вас лично и надеюсь, хотя я привык видеть во всем только худшее. Ведь смерть есть неизбежный финал нашей жизни; с некоторых пор я так часто думаю об этом верном и лучшем друге человека, что образ его не тольконе страшен мне, но, напротив, успокаивает и утешает меня… Ложась спать (как я ни молод), я не забываю того, что могу не видеть следующего дня, и это меня нисколько не печалит. Надеюсь и жду вашего скорого выздоровления».

За свою недолгую жизнь (умер, не достигнув36 лет), Амадей Моцарт написал 19 опер,41 симфонию,27 концертов для фортепиано с оркестром,5 концертов для скрипки с оркестром,27 струнных квартетов, 17 сонат для клавиров, оратории, кантаты, мессы, серенады, дивертисменты, «Реквием» и многие другие сочинения.

Благодарное человечество подпишется под словами критика Бориса Асафьева: «Решительно не понять, как мог он успетьв короткий срок столько сделать? Не то поразительно, что Моцарт так много написал, а то, что в написанном сконцентрировано все лучшее, чем жила музыка до него».

Анна Минакова, Харьков.
http://kut.org.ua/