ЖанФилипп Рамо Биография Рамо

Категория: Композиторы

Жан Филипп Рамо (25.09.1683–12.9.1764) — французский композитор и музыкальный теоретик. Отец Рамо, органист, передал сыну обширные музыкальные знания. Семи лет Рамо уже хорошо играл на органе, позднее на скрипке.В 1701 году он поехалв Италию, где прожил несколько лет и хорошо познакомился с итальянской оперой и инструментальной музыкой. С 1702 года был органистом в Авиньоне,Клермон-Ферране, а в 1709 году заменил своего отца на посту органиста в Дижоне.С 1713 года органист в Лионе, Монпелье и Клермон-Ферране.В 1722 году поселился в Париже; постепенно Рамо приобрел здесь известность как автор клавесинных пьес, педагог и органист.С 1745 года занял должность придворного композитора.

Композиторское дарование Рамо проявилось вначале в области клавесинной музыки: в 1706 году вышел в свет его первый сборник клавесинных пьес; позднее было издано еще несколько сборников. Свои сборники Рамо сопровождал методическими пояснениями: «Клавесинные пьесы с таблицей для украшений», «Клавесинные пьесы с методой для техники пальцев», «Новый сборник клавесинных пьес с примечанием относительно различных музыкальных жанров» и др.Для клавесина Рамо писал также и концерты; помимо этого, он включал клавесин в ансамблисо скрипкойи виолой, скрипкой и флейтойи др.

Параллельно шла работа Рамо в области музыкальной теории (особенно гармонии). Рамо по праву считается одним из основателей классического теоретического музыкознания. Он написал ряд трактатов, вызвавших большой интерес и споры: «Трактат о гармонии» (1722), «Новая система теории музыки» (1726), «Диссертация о различных методах акомпанимента» (1732), «Происхождение гармонии» (1737), «Наблюдение над нашим музыкальным инстинктом» (1754) и др.

В начале 1730-х годов Рамо обратился к музыкальной драме. Большую роль в популяризации творчества Рамо сыграл Вольтер, высоко оценивший, подобно энциклопедисту д'Аламберу, композиторское дарование Рамо и давший ему поэтическое прозвище «наш Орфей». Интерес представляет переписка Рамо с выдающимися просветителями 18 века,а также его споры с Руссо, возглавлявшим музыкальный раздел Французской энциклопедии (Руссо не понял новаторства Рамо).

Первая опера Рамо на сюжетВольтера — «Самсон» (1732) не увидела света из-за протеста церкви против использования в театре библейского сюжета. В 1733 году Рамо удалось добиться постановки оперы «Ипполит и Арисия» по сюжету «Федры» Расина. С этого времени началась слава Рамо как оперного композитора. Были поставлены оперы Рамо: опера-балет «Галантная Индия» (1735), «Кастор и Поллукс» (1737), опера-балет «Празднество Гебы» (1739), трагическая опера «Дарданус» (1739), комедия-балет «Принцесса Наваррская» (1745), опера-балет «Храм славы» (1745), «Торжества Полигимнии» (1745), комедия-балет «Платея» (1745), «Зороастр» (1749, переделана из оперы «Самсон»), «Лин» (1751), «Палладины» (1760; на сюжет сказки Лафонтена) и др.

В оперном творчестве Рамо использовал различные жанры: лирическую трагедию (продолжая традиции Люлли), комедии-балеты, итальянский жанр оперы оперы-буфф.Как и его младший современник Глюк, Рамо стремился к синтезу музыки и драмы;он развил разные типы речитативов, использовал оперный оркестр для усиления драматического и колористического начала в опере (при изображении явлений природы, катастроф, военных эпизодов).

Из произведений Рамо большой известностью пользуются клавесинные пьесы с характерными жанровыми названиями: «Тамбурин», «Курица», «Египтянка», «Нежные жалобы» и др.

Полное собрание сочинений Рамо в 18 томах издано в Париже в 1895–1914 годах под редакцией Сен-Санса.


М. Ю. Миркин.