Жан Франсуа Лесюэр Биография Лесюэра

Категория: Композиторы

Жан Франсуа Лесюэр (Lesueur, Le Sueur) (1760, Дрюка-Плесьель, близ Абвиля — 1837, Париж) — французский композитор. Состоял певчим в церковных капеллах, где и получил музыкальное образование. С 1779 года работал церковным регентом в Парижеи других французских городах; в 1786–1787 годах возглавлял капеллу при соборе Парижской богоматери. В 1795–1802 годах преподаватель Парижской консерватории и один из ее инспекторов.В 1804 году был назначен придворным дирижером. С 1813 года член Института Франции; с 1818 года преподавал композицию в консерваторию; среди его учеников —Берлиоз, А. Тома,Гуно. Свою композиторскую деятельность Лесюэр начал с сочинения месс и других церковных произведений для капеллы собора Парижской богоматери. К однойиз месс («Рождественская») он написал большую инструментальную увертюру, что явилось новшеством для своего времени. В 1790-е годах Лесюэр обратился к оперному жанру. Его наиболее известное произведение — опера «Пещера» положила начало так называемой «опере спасения» (в основу либретто положен эпизод из романа Лесажа «Жиль Блаз»). Тема спасенияот тирании отвечала революционным настроениям французского народа, и опера, впервые поставленная в 1793 году, была восторженно принята парижанами. В числе других произведений Лесюэр — идиллическая опера «Поль и Виргиния» (1794), «Телемак» (1796), «Оссиан, или Барды» (1804), «Смерть Адама» (1809).

Во время французской буржуазной революции 1789–1793 годов Лесюэр писал гимны и песни, рассчитанные на большой состав хора и оркестра,— «Песнь триумфа французской революции», «Гимн 9 термидора»и др. Впоследствии Лесюэр изменил свои политические взгляды. Мелодии революционных песен он использовалв церковных гимнах и военных маршах. Жан ФрансуаЛесюэр — автор теоретических работ и учебников.


М. Ю. Миркин