IDM развлечение для интеллектуалов

Категория: Статьи
Аббревиатура IDM расшифровывается просто: intelligent dance music. Такое странное и претенциозное название было придумано, говорят, в 1993 годус одной лишь целью — обозначить музыкальное явление, такое же странное и претенциозное, но до сих пор не имевшее адекватного ярлыка. Хотя IDMи зародилась как разновидность techno, музыка эта с самого начала была довольно нестандартна. Пожалуй, именно отказ от сложившихся клише и попытки открыть для techno или электронной танцевальной музыки новые горизонты стали основой для возникновения этого стиля. Со временемIDM приобрел свои более или менее четкие границы, но первоначально это было совершенно хаотическое скопление «неформатного» музыкального продукта.

Idm нельзя слушать на больших танцевальных площадках, где десятки тысяч человек веселятся всю ночь напролёт, нельзя слушать во времябизнес-ланчагде-нибудьв центре города, где машины и люди всё больше походят на маленьких муравьев, idm нельзя слушать в компании друзей, которые зашли к тебе отметить вечер пятницы и посмотреть футбол.

Idm – это слишком интимная музыка. С ней можно идти по улице, когда дождь и слякоть,и новые брюки все в грязных капельках от брызг, а в ушах играет что-то тягучее, разорванное на сотни оттенков, засэмплированное, с неведомым напылением, происхождение которого скорее всего технологическое, наподобие тонкой металлической стружки. И внутрисразу же рождается хрупкий мирок, разрушить который не стоит никаких усилий, но, однако, именно сейчас ты существуешь только там. Словно смотришь откуда-то сверху на все свои переживания и проблемы.

Музыка сфер, немного угловатая, с искаженным ритмом, подчиняющаяся своему неведому закону. Шум, промодулированные сигналы, скрэтч, бег секундной стрелки, электронные сэмплы, звуки цикад и неуловимая мелодия. Все это – электронная музыка импульсов, лупов и старых советских синтезаторов, у которых, наверное, самый неповторимый звук.

Уже название стиля содержит долю иронии – Интеллектуальная Танцевальная Музыка (Intelligent Dance Music). Танцевать под такую музыку практически невозможно – для этого стиля скорее характерен свой внутренний танец, свойственный любому человеку.

Зарождением стиля можно считать 1989 год, когда, устав от больших рэйверских тусовок и все более растущей чартовой ориентации танцевальной музыки (вспомните, хотя бы TECHNOTRONIC «Pump Up The Jam» или SNAP «I’ve Got The Power»-sic!), музыканты стали смешивать мягкие качающие ритмы с оттенками ambient и downtempo.

Стиль окончательно сформировывается к 1993 году, когда английский лэйбл Warp Rec выпустил компиляции «Artificial Intelligence I» и «Artificial Intelligence II», которым было суждено стать эпохальными в истории развития данного направления. На дисках были представлены музыканты, признанные в последствии владыками синтезированных звуков – APHEX TWIN, AUTECHRE, SPEEDY J, B12, LINK, BEAUMONT HANNANT, POLYGON WINDOW, SEEFEEL.

Само название idm, говорят, придумал Ричард Джеймс (Aphex Twin), но так же известно, что существовали и другие названия для стиля, такие как New Electronica, Intelligent Techno, и даже Experimental Electro. Развитие стиля привело к появлению таких ответвлений, как Drill'n'Bass, Braindance Music, Glitch и Sinecore.

На интернет-форумах часто можно встретить словесные баталии на тему того, что же именно считать IDM. Точного определения не даст никто. Одни говорят, что этим термином можно обозвать всё что угодно, начиная от классики, заканчивая пост-роком, так как они тоже рождались из эксперимента. Другие утверждают, что IDM – это обязательно что-то мягкое, с булькающими металлическими призвуками на заднем фоне. Третьи говорят, что главное здесь не мелодия,а именно ритмическая текстура музыки, где фон и всевозможные шумы главенствуют.

Intelligent Dance Music существенно отличается от другой электронно-танцевальной музыки наличием доминанты «творческого подхода», выраженной, прежде всего, в стремлении автора к самовыражению — к выражению собственных особых знаний, чувств и эмоцийв абстрактной звуко-музыкальной форме. И именно это свойство коренным образом отграничивает Intelligent Dance Music от массы другой музыкальной продукции, и позволяет «искушённому слушателю» отличить настоящую Intelligent Dance Music от «подделок».

Легкие формы IDM. В композициях этого направления обязательно присутствуют красивые электронные мелодии, зачастую даже очень простые. Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать.У них может быть Ambient-нагрузка как у Autechre,а может быть и танцевальная как у Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм, построенный на сбивкахи брейках. Ударные звуки могут быть довольно стандартными как у Orbital,а могут быть и совсемне стандартными как у Aphex Twin. Возможно использование не сильно перегруженных и грязных ударных звуков, хрустов и т. д.

Тяжелые формы IDM. Основной отличительной чертой данного направления являются тяжелые перегруженные и рваные ударные звуки в ритмах. Ритмы опять же стоятся на брейкахи сбивках;но бывает, что применяется перегруженный прямой бит 120–140 bpm.В частности,у Aphex Twin есть ранние прямобитные тяжелые треки, которые считаются классикой английского hardcore. Ритм в такой музыке всегда преобладает над мелодией; если, конечно, мелодия вообще присутствует. Именно такое IDM направление ближе всего к индустриальным шумовым музыкальным формам. Основным различием этих шумовых конструкций в звукеявляется то, что тут нельзя услышать брутальный рев и стучалово, присущее индустриальным работам. В IDM все сделано с математической точностью. Продуман каждый звук, каждый брейк, а стук железок, рев бензопил и бетономешалок ссинтезированы компьютерами. А также музыканты иной раз просто соревнуются в использовании эффектов fuse (Плавление), overdrive (Ускоряющаяся передача) и distortion (Искривление) ради спортивного интереса и собственного развеселого настроения. В-общем, никаких иделогий и чётких рамок.

Классические формы IDM. В этом направлении используются мелодические стороны легких форм и ритмические стороны тяжелых форм. Классическим треком этого направления является трек «On» от Aphex Twin. Война тяжелых перегруженных ритмов и красивых электронных мелодий. Никогда не понятно,кто жеиз нихна этот раз победит, но всегда понятно, что мелодия останется в наших сердцах навечно.

Приджанглованные формы IDM. Это направление неожиданно начало развиваться, когда некоторые музыканты начали экспериментировать с джангл-ритмами. Эксперименты зашли гораздо дальше, чем написание джангл-ритмовиз нестандартных ударных звуков. Особенно далеко зашло дело в экспериментах над этими ритмами: их ломанием, сбиванием, или простым написанием неповторяющейся за весь трек драм-партии. Особую популярность приобрел ударный эффект «трещотка» — кратковременная скоростная долбежка ударным звуком на скорости300–1000 bpm. Многие музыканты уже шагнули дальше, и их треки похожи на одну большую трещотку. Основатель стиля — Tom Jenkinson (Squarepusher).

Считается, что IDM придумал Ричард Джеймс, он же Aphex Twin. Несомненно, этот «интеллектуал» натворил многое из того, что способно смутить неискушенного слушателя. Характерная черта его творчества — как, впрочем, и всегостиля — неожиданные и эклектичные сочетания рисунка ударных, мелодики и звуков.Соединить то, что никогда раньше не быловместе,— вот задача для композитора, вздумавшего писать IDM.

Одним из основных лейблов, специализирующихся на IDM, является Warp. Среди его продукции особую известность приобрели две компиляции: Artificial Intelligence и Artificial Intelligence II, ставшие своего рода визитными карточками всего направления. На этих дисках присутствуют треки таких корифеев, как The Dice Man (Aphex Twin), Autechre, Speedy J, B12, Link, Beaumont Hannant, Polygon Window, Seefeel?

Не менее известный лейбл — основанный Ричардом Джеймсом Rephlex. Многообразие и провокативный характер его композиций едва ли оставит кого-то равнодушным, тем более что кроме эпатажных трюков (вроде попытки запустить в одномиз британских клубов вместо пластинки наждачную бумагу) в них всегда было множество интересных находок. Еще одно заметное явление IDM-сцены — британский дуэт Autechre. Этот крайне плодовитый проект успел помимо всего прочего выпустить еще около десятка альбомов под названием Gescom. Описывать все бесполезно, тем более что музыка Autechre крайне разнообразна и, поверьте, заслуживает быть услышанной.

Повторим, IDM — неоднородное и полное заимствований явление. В одних треках преобладает мелодия, в других она сведена практически к нулюи господствуетритм — жесткий и рваный, созданный из шуршаний, скрипов и искаженных барабанных звуков. Одни исполнители ближе к эмбиентуи звуковой абстракции, другие подчеркивают в своей музыке танцевальную основу, третьи работают с жестким индустриально-шумовым звучанием. Иногда к IDM относят и minimal techno (группа Panasonic). Впрочем, относят его, надо заметить, куда угодно.