Жарреная электроника Мартин Ландерс

Категория: Статьи

Все вы помните недавний концерт господина Жан Мишель Жарра в Москве.Мне хотелось бы написать несколько слов в отношении этого монстра от электроники.C одной стороны, потому, что это было совсем недавно, с другой стороны потому, что это, очевидно,— наиболее известное имя из мира синтетических горизонтов.

Вспоминая далекие 70-ые, вспоминая свое собственное знакомство и первые шаги в области электроники, имя JEAN MICHEL JARRE было связано, прежде всего, с необычайно душевной и одновременно абсолютно фантастической звуковой палитрой, которая также резко отличалась от всего остального, как компьютер от каменного топора. Не хочу отождествлять себя с целым поколением критиков и фанатов электроники тех лет, но хочу заметить, что на фоне некоторых других собратьев по электрическому оружию, уже тогда работы французского покорителя электрических машин сильно уступали. Жарр прежде всего создавал МЕЛОДИЧЕСКИЕ конструкции, которые, конечно же, просто нравились многим, но с другой стороны, не могли приравниваться или соперничать с новаторским идеями и самовыражениями музыкантов от электронного авангарда, в которомв то время числились многие европейские проекты и коллективы.

Жан Мишель Жарр родился 24 августа1948 года. Учился в парижской консерватории по классу фортепиано. В конце 60-ых работал в качестве гитариста в рок группе. В 68 году Жарр зачислен в Парижскую группу изучения музыки народов мира, где увлекается музыкой африканских народов. В качестве «электронщика» композитор заявил о себе еще в 1971 году — дебютное выступление в залеПале-Гранье, где Жарр соединил классическую оперу с электронным звучанием. Ярко и грациозно имя маэстро появилось вновь в 76 году.Его альбом OXYGENE был в какой-то степени революционным, по крайней мере достаточно неординарным и свежим.Два года спустя выходит не менее удачная работа, альбом EQUINOX, который, как и предыдущий, стал платиновым. В 81 Жарр выпускает альбом MAGNETIC FIELDS, в котором еще присутствует доля настоящего эксперимента, но, к сожалению уже прослеживается смещение автора в сторону так называемой POP SYNTH MUSIC; почти танцевальные ритмические конструкции, простые мелодические линии… что, в принципе,и стало основным творческим лицом композитора вплоть до наших дней.

Безусловно, не стоит уменьшать заслуги этого человека в области Электронной Музыки и его влияние на развитие жанра в целом.В конце 70-ых это было действительно неподражаемое явление в музыкальном мире, но по истечении времени стали появляться более интересные работы композиторов, которые развивали идеи и концепциитого же ЖАРРА, но были более интересными и новаторскими.

Также, очевидно, не стоит забывать, что до появления Жарра на мировой музыкальной сцене уже вовсю творили динозавры жанра как KLAUS SCHULZE & TANGERINE DREAM.

Я не удивлюсь, если кто-то(а может быть и сам Жарр) заявлял или заявляет, что он был первооткрывателем Электронной Музыки (как это уже было с Дидье Моруанни из SPACE, например).

Начиная с 82 года, после знаменитого китайского концерта, Жарр, очевидно, стал серьезно задумываться над своими концертными выступлениями. Здесь стоит сделать небольшое отступление и буквальнов двух словах попытаться пояснить общую концепцию и разницу между «концертной политикой» Жарра и других представителей Электроники.

В большинстве случаев именитые артисты Электронной Сцены выступали и выступаютв небольших(500–2000 человек) залах, чаще всего это какие-нибудь костелы, соборы или просто академические залы. Но не это главное. По сей день музыканты сосредотачивают свое внимание на МУЗЫКЕ,а пиротехническое, лазерное, дымовое оформление является неким сопутствующим товаром для восприятия опять же таки МУЗЫКИ.

Многие именитые музыканты (включая KLAUS SCHULZE), например, используют только световые и лазерные эффекты, считая, что этого вполне достаточно.

Ситуация с господином Жарром несколько иная. Он устраивает визуальное «супер шоу»….с музыкой, которая была «на гребне» много лет назад.

В последние годы его все чаще называют талантливым режессером-постановщиком своих шоу, все чаще забывая упомянуть о том, что он ещеи композитор… возможно, его представления кого-то восхищают и приводятв восторг, допускаю, если рассматривать их как просто шоу. Но если говорить об этом как о концерте Электронной Музыки, то, боюсь, я не могу сказать ничего лестного. Потому что, как я уже говорил, в этом случае на первый план выступает Ее Величество МУЗЫКА.

Творческая биография Жарра имеет одну загадочную страничку. Имеется ввиду альбом 90-го года В ОЖИДАНИИ КУСТО. 46-тиминутная одноименная композиция явно отличается от всех творений маэстро как до, так и после. Работа выдержана в строгих рамка минималистического эмбиента и появление такого полотна на альбоме Жарра было полной неожиданностью и большим сюрпризом для многих критиков и профессионалов.

Ходили слухи, что якобы сын украл идею у отца (Морис Жарр, он же Михаил Жаров — известный фильммэйкер Голливуда), но насколько это верно сказать затрудняюсь.

Но несмотря на все закулисные истории, этот достойнейший трек увидел свет и является своеобразной жемчужиной в творчестве композитора.

Так что, с музыкально-идейной точки зрения господин ЖАРР сегодня почти полностью иссяк и, как это было уже не разсо многими существующими проектами, все что мог — уже сказал и сделал много лет назад. С точки зрения известности и популярности — один из самых известных в мире. Сотни более интересных и революционных композиторов представлено сегодня на электрической сцене планеты Земля, но, очевидно, и у десятой части этих «революционеров» нет такой финансовой поддержки и покровительства, чтобы так громко и беспрецедентно заявить о себе миру.

Мартин Ландерс