Альфред Гарриевич Шнитке Биография Шнитке

Категория: Композиторы

Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998), российский композитор. Родился в Энгельсе (АССР Немцев Поволжья, ныне Саратовская область) 24 ноября1934 года;отец — переводчик с немецкого языка, мать — учительница немецкого языка. В 1961 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева; в 1961–1972 годах преподавал там жена кафедре инструментовки. Среди произведений Шнитке — оперы, балеты, симфонии, камерная и хоровая музыка. Композитор много работал в театреи особеннов кино, создав музыку к нескольким десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов известных режиссеров. С начала 1990-х годов постоянно жил и работалв Германии (семья композитора имеет немецкие корни), являлся членом-корреспондентом ряда зарубежных академий искусств, лауреатом множества зарубежных премий, а также Государственной премии РСФСР (1986).

Альфред Шнитке — главная фигура «советского музыкального авангарда», вместе с Э. В. Денисовым и С. А. Губайдулиной.Для его стиля начиная со второй половины 1970-х годов характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики» (выдающийся музыкальный аналитик, Шнитке неоднократно публиковал свои теоретические очерки, в частности посвященные Шостаковичу и Стравинскому).В соответствиис этой концепцией речь идет о выражении «нового плюралистического музыкального сознания», которое «в своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма перешагивает через самую устойчивую условность — понятие стиля как стерильно чистого явления». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». «Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно».

Данное высказывание композитора (относящееся к началу 1970-х годов) наилучшим образом описывает тот стиль, в которомон работалдо конца своих дней. Оно объясняети причину, по которой среди всех советских авангардистов Шнитке пользовался наибольшей известностью как в России, так и на Западе: включение «чужого слова» делало музыку более доступной слушателю, а публицистический пафос многих сочинений композитора дополнительно усиливал это качество. Кроме того, в произведениях композитора часто ощутимо «театральное» начало, возможно, идущее от его работы в прикладных жанрах и сообщающее музыке характер «звукового дизайна» —как бы комментария к некоему событию. Безусловно высокое мастерство музыканта в драматургическом построении его композиций.

Альфред Шнитке оставил обширное наследие, в котором представлены почти все основные жанры, а такжеих гибриды: оперы «Жизнь с идиотом» (по рассказу В. Ерофеева, 1991), «Джезуальдо» (1993), «История доктора Иоганна Фауста» (по народной книге о докторе Фаусте, 1994), балеты (в том числе «Der gelbe Klang» («Желтый звук»), по В. Кандинскому, 1974, и «Пер Гюнт», по Ибсену, 1987), девять симфоний (Девятая — незаконченная, 1998), шесть concerti grossi, несколько концертов для солирующих инструментов с оркестром, несколько оркестровых сюит, ряд ораторий и кантат (среди них можно назвать кантату «Seid nuchtern und wachet…» — «История доктора Иоганна Фауста», 1983; «Реквием» из музыкик драмеШиллера «Дон Карлос», 1975; «Концерт для смешанного хора», на стихиГ. Нарекаци, 1985; «Стихи покаянные для смешанного хора», на древнерусские тексты, 1987), очень много камерно-инструментальной музыки, в том числе четыре квартета, фортепианный квинтет, струнное трио, трио-соната, четыре Гимна для разных инструментальных составов, три фортепианные сонаты и др.Шнитке — автор музыки к художественным фильмам «Агония» (1974), «Восхождение» (1977) и др.,к телефильмам «Фантазии Фарятьева» (1979), «Маленькие трагедии» (1980), «Мертвые души» (1984) и др.,к спектаклям «Утиная охота» (МХАТ, 1978), «Доктор Живаго» (Театр на Таганке, 1993) и др.

Альфред Гарриевич Шнитке умер в Гамбурге3 августа1998 года.

После кончины композитора его именем было названо музыкальное учебное заведение в Москве (Академия музыки имени Шнитке; ранее — Музыкальное училище имени Октябрьской революции).


Энциклопедия «Кругосвет»