Арнольд Шёнберг (Schoenberg) (13.9.1874, Вена — 13.7.1951, Лос-Анджелес) — австрийский теоретик и композитор. Систематического образования не получил, являясь по существу самоучкой (недолгое время брал уроки у А. Цемлинского).В 1901 году Шёнберг переехал в Берлин, где дирижировал театральными оркестрами и сочинял песенки для кабаре, что было тогда его единственным источником существования. К этому времени он уже был автором ряда симфонических и камерных партитур. Летом 1903 года Шёнберг вернулся в Вену, где, продолжая активную творческую деятельность, занялся преподаванием композиции. В числе его первых учеников —А. Берг и А. Веберн. Около 1908 года начинает заниматься живописью, примыкая к направлению экспрессионизма. С 1910 года недолгое время ведет класс композиции в Венской музыкальной академии, с 1923 года — руководитель кафедры композиции в Высшей музыкальной школе в Берлине.В 1933 году Шёнберг вынужден был эмигрировать из фашистской Германии во Францию,а оттудав США, где до 1944 года занимался педагогической деятельностью в консерватории Малкина в Бостоне и в университете Лос-Анджелеса (1936-1944).
В ранних произведениях Арнольд Шёнберг предстает как неоромантик, последователь Вагнера, в меньшей степени Брамса: струнный секстет «Просветленная ночь» (1899; в 1917 году переложен для струнного оркестра), симфоническая кантата «Песни Гурре» (1901-1911), симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» по М. Метерлинку (1903) и др. Полифонический стиль Шёнберга достигает необычайной сложности и изощренности, при редком богатстве тембровых колористических эффектов. В 1906 году появляется Камерная симфония ми мажор для 15 инструментов (своеобразный опыт применения квартовых гармоний). В 1909 году обозначается окончательный отход Шёнберга от принципа тональности. Он создает экспрессионистские оперы — монодраму «Ожидание» (1909; пост. 1924) и «драму с музыкой» «Счастливая рука» (1913; пост. 1924), в которых приходит к полному «растворению тональности», к атонализму, получившему наиболее яркое воплощение в мелодраме «Лунный Пьеро» для голоса и восьми инструментов (1912). В этом сочинении, проникнутом чувством тоски, одиночества, Шёнберг впервые использовал прием «говорящего пения» (Sprech-gesang).
Атональный период в творчестве Шёнберга продолжался относительно недолго. В 1922 году он опубликовал перед своими учениками результаты длительных теоретических изысканий, приведших его к идее «упорядоченного атонализма», к методу композиции на основе 12-тонового «ряда», или «серии», получившего название додекафония. Первой пьесой, написанной по новому методу, был Вальс из «Пяти пьес для фортепиано» (соч. 23). Затем с каждым новым сочинением в додекафонном стиле Шёнберг совершенствовал свою систему, основанную на полном равенстве всех 12 полутонов хроматического звукоряда, не знающих тяготения друг к другу или к основному тону. «Ряд» из 12 не повторяющихся тонов, составляемый для каждого нового произведения, должен, по мысли Шёнберга, заменять ладовую основу сочинения, вносить строгий порядок в атональное мышление, По новой системе Арнольд Шёнберг создал ряд оркестровых, камерно-инструментальных произведений: оперу «С сегодня на завтра» (пост. 1931), «библейскую драму» «Моисей и Аарон» (1932, не окончена; пост. 1957), «Вариации» для оркестра (1928), скрипки (1936) и фортепиано (1942) концерты, квинтет для духовых, квартеты №№ 3 и 4 и др.С течением времени отношение Шёнберга к своей системе изменялось. В сочинениях, написанных в годы жизни в США, он не раз допускал отклонения от строгих правил додекафонии, чем вызывал недовольство некоторых своих учеников и последователей.В ряде последних сочинений Шёнберг возвращается к принципу тонального письма или допускает постоянные нарушения жестких правил додекафонии, используя в своей музыке тональные элементы. Влияние Шёнберга на развитие современной музыки (особенно в годы после 2-й мировой войны) было чрезвычайно сильным и сказалосьна развитии многих национальных школ. Распространению влияния Шёнберга способствовал его выдающийся талант педагога-теоретика и блестящего полемиста, создавшего ряд ценных теоретических трудов («Учение о гармонии» — 1911, теоретические и полемические статьи, собранные в книге «Стиль и идея» — 1950, и др.).
М. Ю. Миркин