Артюр Онеггер Биография Онеггера

Категория: Композиторы

Артюр Онеггер (10.03.1892 —27.11.1955) — французский композитор, по происхождению швейцарец. Обучался в Цюрихской консерватории у Л. Кемптера и Ф. Хегара,а затемв Парижской — у Л. Каре (скрипка), А. Жедальжа и Ш. Видора (композиция); брал уроки у В. д'Энди. В 1914 году Онеггер впервые дебютировал как композитор песнями на словаГ. Аполлинера.В 1920 году вместе с Мийо, Пуленком, Ориком, Л. Дюреем и Ж. Тайфер Онеггер образовал группу молодых композиторов «Шестерка», противопоставивших свое творчество импрессионистской эстетике. Онеггер тяготел к монументальной классической форме, в которой впоследствии были созданы его лучшие произведения. В 1921 году он написал музыку к пьесеР. Моракса «Царь Давид», переработанную затем в ораторию.В 1923 году с сенсационным успехом была впервые исполнена симфоническая поэма Онеггера «Пасифик 231», изображающая движение паровоза. Близка по духу этому сочинению и другая симфоническая поэма — «Регби» (1928). Наряду с урбанистическими произведениями Онеггер написал ряд опер и балетовна библейскиеи античные темы, концертино для фортепьяно с оркестром (1925), виолончельный концерт (1930). В конце 1920-х годов выступал как дирижер собственных произведений.

В 1930-х годах Онеггер писал музыку для звукового кино («Преступление и наказание» по Достоевскому, «Пигмалион» по Бернарду Шоу, «Капитан Фракасс» по Готье и др.— всего около 25 кинофильмов). Работа в кино способствовала созданию более доходчивого, массового музыкального языка. В 1938 году возникает одно из лучших произведений Онеггера —оратория-мистерия «Жанна д'Арк на костре»; несмотря на мистико-символический текст П. Клоделя, композитору удалось создать волнующее патриотическое произведение о крестьянской девушке, жертвующей своей жизнью для спасения родины.

В 1936 году Онеггер вошел в Народную музыкальную федерацию и стал одним из ее руководителей.Он участвовалв коллективном сочинении музыки к народно-массовому представлению пьесы Р. Роллана «14 июля» (эпизод «Взятие Бастилии»), к массовому спектаклю на открытом воздухе «Свобода» («Прелюд на смерть Жореса»). В эти же годы Онеггер сочинил ряд массовых песен — «Юность» на словаП. Вайян-Кутюрье, «Тревога», посвященная борьбе испанского народа против фашизма, и др.,а также сделал обработки французских народных песен для голоса с оркестром.

В годы войны Онеггер переехал в Швейцарию. После освобождения Франции Онеггер вернулся в Париж, где в 1944 году была впервые исполнена его «Песнь освобождения» для баритона, хора и оркестра.В послевоенных сочинениях отразились пессимистические настроения композитора, вызванные тяжелыми годами войны и оккупации. Среди последних произведений Онеггера выделяются симфонии — «Литургическая» и «Симфония трех ре».


М. Ю. Миркин.