Доменико Скарлатти Биография Скарлатти

Категория: Композиторы

Доменико Скарлатти (26.10.1685 —23.7.1757) — итальянский композитор и клавесинист.Сын и ученикАлессандро Скарлатти. Уже с16 лет состоял органистом и композитором Королевской капеллы в Неаполе.В 1703 году здесь же были поставлены первые его оперы. В 1705 году отец Скарлатти послал его в Венецию обучаться у Ф. Гаспарини. Вскоре Скарлатти стал выдающимся клавесинистом. В 1709 году был в Риме, где подружился с Генделем, который помогал ему совершенствоваться в игрена органе;в свою очередь Скарлатти давал Генделю указания по игре на клавесине.В 1709–1714 годах придворный музыкант польской королевы, жившей в те годы в Риме; для ее театра Скарлатти написал 7 опери ораторию.С 1714 года регент капеллы святого Петра в Риме.С 1719 или 1720 года после кратковременного пребывания в Лондоне возглавлял Королевскую капеллу в Лисабонеи одновременно давал уроки музыки португальской принцессе; для нее Скарлатти написал свои известные первые сонаты, названные автором «экзерсисы для клавесина» (опубликованы в 1738 году).С 1729 года служил придворным музыкантом в Севильеи затемв Мадриде. Скарлатти сыграл значительную роль в развитии испанской инструментальной музыки; виднейшие испанские композиторы того времени были его учениками и в их числеА. Солер.

Хотя Скарлатти писал также оперы, кантаты, церковные произведения, в историю музыки он вошел как автор сонат для клавесина, до наших дней занимающих почетное место в репертуаре пианистов. Мало обращаяськ контрапунктическим формам, Скарлатти создавал мелодичные, полные блеска, темперамента виртуозные одночастные сонаты, вернее, токкаты в форме сонатного аллегро, напоминающие по жизнерадостности итальянскую буффонаду. Во многих сонатах Скарлатти проходят танцевальные темы. Скарлатти справедливо считается основоположником современной фортепьянной техники; он первым начал широко применять перемену пальцев при повторении нот, скрещивание рук, скачки более чем на октавуи другие технические приемы, явившиеся новыми для того времени. Сонаты Скарлатти оказали влияние на формирование фортепьянного стиля Ф. Э Баха и Йозефа Гайдна. Полное собрание пьес для клавесина Скарлатти издано в 11 томах под редакцией А. Лонго (Милан, 1906).


М. Ю. Миркин.