Джоакино Антонио Россини Биография Россини

Категория: Композиторы

Джоакино Антонио Россини (Rossini) (29.02.1792 —13.11.1868) — итальянский композитор, прозванный «пезарским лебедем». Сын трубачаи оперной певицы. В детстве Россини переселился в Болонью, где начались его занятия на клавесине;он также занимался пением. 15 лет Россини поступил в Болонский музыкальный лицей, где проучился до 1810 года; его педагогом по композиции был аббат Маттеи. Одновременно Россини начал дирижировать оперными спектаклями. К этому же времени относятся первые творческие опыты Россини — вокальные номера для странствующей труппы и одноактная комическая опера «Вексель на брак» (1810).

В последующие годы Россини написал несколько маленьких комических опер, так называемых «фарсов» (даты пост.) — «Счастливый обман» (1812), «Шелковая лестница» (1812), «Пробный камень» (1812), «Странный случай» (1812), «Синьор Брускино» (1813). Постановки этих опер в разных театрах сделали имя Россини широкоизвестным в Италии.

К 1813 году относится начало зрелого периода творчества Россини. Комическая опера «Итальянка в Алжире»и большая героическая опера «Танкред» (обе пост. 1813, Венеция) определили основные его линии. В этих операх нашли отражение патриотические чувства итальянского народа после наполеоновских войн и в период борьбы за национальное воссоединение.

В 1814 году написана комическая опера Россини «Турок в Италии», а в 1815 году — большая историческая опера «Елизавета Английская», поставленная в неаполитанском театре «Сан-Карло».Для этого же театра Россини написал некоторые свои оперы.

В 1816 годув Риме впервые поставлен шедевр Россини в области комической оперы — «Севильский цирюльник» на сюжет 1-й части трилогии Бомарше. Эта опера явилась итогом и обобщением векового развития итальянской оперы-буфф. Следующие комические оперы Россини, как и Доницетти, ничего принципиально нового не внесли, при всех их индивидуальных художественных достоинствах. «Севильский цирюльник» Россини написал в рекордно короткий срок (около 20 дней).Не успев написать увертюру, он использовалв этой опере увертюру из «Елизаветы». Музыка «Севильского цирюльника», темпераментная, сверкающая остроумием и весельем, коренится в излюбленных жанрах итальянской народной танцевальности и песенности. Характеристики действующих лиц (преимущественно в ариях) отличаются меткостью и образной рельефностью. Ансамбли чрезвычайно динамичны. Все это обеспечило «Севильскому цирюльнику» долгую жизнь на оперных сценах всего мира.

В том же1816 годув Неаполе была поставлена опера Россини «Отелло, или Венецианский мавр» на сюжет трагедии Шекспира. Здесь уже достаточно заметны веяния романтизма, охватившего итальянское оперное искусство в первой половине 19 века;в последнее действие оперы композитор ввел не свойственную итальянской опере-сериа народную песню венецианского гондольера, под влиянием которой возникает простая грустная мелодия песни Дездемоны об ивушке — тоже в народном духе.

После «Севильского цирюльника» Джоакино Россини написал несколько комических опер. К ним относятся «Золушка» (пост. 1817) и отчасти«Сорока-воровка» (пост. 1817). Последняя целиком не укладываетсяв рамки жанра оперы-буфф.К ней обычно применяется определение semiseria («полусерьезная»), потому что комедийные положения отодвигаются на задний план, а на первый выдвигается дидактическое, морализующее начало. Это скорее мещанская мелодрама.

Потеряв интерес к комической опере, Россини в дальнейшие годы посвящает свое творчество преимущественно опере героико-патриотической. В этом следует видеть отражение роста патриотических чувств и национального самосознания в период освободительной борьбы итальянского народа. Для того же неаполитанского театра он пишет оперы (даты пост.) — «Армида» (1817), «Моисей в Египте» (1818), «Гермиона» (1819), «Женщина с озера» по сюжету поэмы В. Скотта (1819), «Магомет II» (1820), «Зельмира» (1822) и др.В героических операх Россини широко пользуется хорами и большими ансамблями, подготовляя тем самым монументальный стиль последней своей оперы «Вильгельм Телль».

После подавления восстания карбонариев в 1820–1821 годах Россини вместе с труппой неаполитанского театра покинул Италию и выехална гастролив Вену, где с триумфом ставил свои оперы. Слава Россини затмила даже славу великого Бетховена. Вернувшись на короткое время в Италию для постановки в Венеции оперы «Семирамида» (1823), Россини через Лондон выехал в Париж,с которым связывает всю дальнейшую жизнь и работу.В Париже Россини занимал пост директора театра Итальянской оперы.

Во французской столице он поставилв переработанном виде свои оперы «Моисей» и «Магомет II» (под новым названием «Осада Коринфа»), написал для театра «Опера-комик» «Графа Ори» (1828), а для театра «Гранд-опера» — «Вильгельма Телля» (1829), оказавшегося его последним оперным произведением. «Вильгельм Телль», написанный на сюжет драмы Шиллера, явился высшим достижением и обобщением героико-патриотической линии творчества Россини. Изображаемое в опере восстание швейцарского народа против австрийских поработителей было чрезвычайно актуально в годы борьбы Италии против меттерниховской Австрии, распространившей свое иго на многие области Италии. Этот же героико-революционный сюжет оперы отвечал и настроениям широких демократических кругов французского общества в период, предшествовавший июльской революции 1830 годав Париже. Обилие хоровых массовых сцен, общий приподнято-ораторский тон (особенно в партии главного героя), большой оркестр, играющий весьма активную роль,— все это придает опере «Вильгельм Телль» характер монументального спектакля, требующего большого театра и большой сцены. Локальный колорит (использование в музыке характерных швейцарско-тирольских напевов), образы природы (озера, горный ландшафт Швейцарии) накладывают печать романтизма. Опера «Вильгельм Телль» Россини наряду с «Немой из Портичи»Обера (пост. 1828) явилась важным звеном в цепи событий, составивших историю «большой французской оперы» от парижских опер Глюка и Спонтини к историко-романтическим операм Мейербера.

Не обращаясь более к оперному искусству, Россини, как директор театра Итальянской оперы в Париже, привлекал к работе своих младших современников Беллини, Доницетти и др.К 1830-м годам относится ряд духовных произведений Россини, в т. ч. знаменитая «Stabat mater», сборник песен «Музыкальные вечера», ансамбли, хоры и разные сочинения, написанные на случай(в связис общественными событиями, юбилеями, выставками и т. д.).

В 1836–1853 годах Россини снова находился в Италии, затем он вернулсяв Париж.

Около 40 опер Джоакино Россини определяют в первую очередь огромное историческое и художественное значение его творчества, в котором можно различить два направления: комической оперы, которой он подвел блестящий итог, и героико-патриотической, сыгравшей важную роль для дальнейшего развития этого жанра в творчестве Беллини и молодогоВерди.

Правда, Россини отдал дань не только хорошей, но и плохой традиции итальянского оперного искусства, выражающейся в господстве вокальной виртуозности, в гедоническом культе «чистой» вокальности в ущерб драматическому смыслу. Больше всего внешней вокальной виртуозности, колоратурного пения наблюдается в неаполитанских операх Россини (1815-1823). Но в лучших комических операх Россини («Итальянка в Алжире», «Севильский цирюльник», «Золушка») вокальная виртуозность имеет образный смысл, служит одним из средств музыкальной характеристики. В последней же опере «Вильгельм Телль» вся вокальная сфера отличается глубокой драматической правдивостью и выразительностью.

Джоакино Россини обладал редким мелодическим дарованием. Нескончаемый поток пленительных мелодий, то задушевно-лирических, то искрометных, заполняет музыку его опер, которую Пушкин сравнил с молодыми поцелуями, струей и брызгами зашипевшего аи. Оркестр в операх Россини не ограничивается аккомпанирующей ролью —он отличается драматургической выразительностью, участвует в характеристиках героев и сценических ситуаций.

Если композиция опер Россини традиционная (музыкальные номера, чередующиеся с речитативами), то по существу его творчество привело к обновлению основных направлений итальянского оперного искусства и определило дальнейшие его пути.


Б. В. Левик.

Литература.
1. Стендаль «Жизнь Россини». Собрание сочинений, т. 8, М., 1959.
2. Серов А. «Россини». Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
3. Хохловкина А. ««Севильский цирюльник» Дж. Россини». М., 1964.