Ференц Эркель (Erkel) (7.11.1810, Дьюла — 15.6.1893, Будапешт) — венгерский композитор, дирижер и пианист.Сын и ученик церковного регента. Уже в 10-летнем возрасте помогал отцу, играл на органе.Игре на фортепиано обучался у Г. Клейна; по композиции занимался в Братиславе у К. Тураньи. Выступал как пианист. С 1827 года жил в Колошваре; в 1834 году возглавил оперную труппу, с которой выступал в Будапеште.С 1838 года дирижер вновь, открывшегося Будапештского национального опернога театра; Эркель предъявлял большие требования к певцами оркеструи вскоре ему удалось добиться высокой культуры исполнения. Уже в те годы Эркель мечтал о создании национальной оперы. В 1840 году состоялась премьера его первой оперы «Мария Батори» на сюжетиз венгерской жизни. Но первой подлинно национальной венгерской оперой была «Ласло Хуньяди», поставленная в 1844 годуи выдержавшая в 19 векев этом театре свыше 300 представлений.Это произведение отвечало патриотическим чувствам венгерского народа, а хор«Мертвец-интриган», подобно отдельным номерам из оперВерди, вызывал даже политические демонстрации против-австрийцев.
В 1845 году Ференц Эркель получил премию за сочинение венгерского-национального гимна. В том же году он возглавил организацию хоровых и оркестровых концертов, которые послужили основой для создания в 1853 году по инициативе Эркеля Будапештской филармонии, директором которой он состоял до 1870 года.В 1875–1889 годах директор, а также профессор класса фортепиано и инструментовки Национальной музыкальной академии.
В историю венгерской музыки Эркель вошел как основоположник национального оперного искусства. В своих патриотических операх он рисовал картины героической борьбы венгерского народа, который был главным действующим лицом его произведений. Национальный характер придает операм Эркеля и широкое использование популярной венгерской танцевальной формы вербункош. Наиболее известным произведением Ференца Эркеля является романтико-героическая опера «Банк-Бан» по сюжету драмы Й. Катоны. Композитор приступил к сочинению этой оперы в 1844 году, но из-за политических событий 1848 года она могла быть поставлена лишь в 1861 году. Большое место в операх Эркеля занимают хоровые сцены; свежо звучит оркестр, интересно написаны композитором сольные партии флейты и кларнета, которые были предназначены для известных виртуозов братьев Допплер.
М. Ю. Миркин