Франц Иозеф Гайдн (Haydn) [вероятно, 31.3 (крещен 1.4). 1732, дер. Popay, Нижняя Австрия,— 31.5.1809, Вена], австрийский композитор. Один из представителей венской классической школы. Сын каретного мастера. В 1740–1749 Гайдн пел в хоре собора св. Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах. Некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Н. Порпоры. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса,И. Маттезонаи др. восполнило Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. В 50-х годах 18 века Гайдн написал ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес» (пост. 1752, Вена и др. города Австрии), дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга. В 1759–1761 годах Гайдн был капельмейстером при дворе графа Морцина, для капеллы которого сочинил свои первые симфонии. В 1761–1790 годах служил у венгерских князей Эстерхази. Прихоти мецената нередко заставляли Гайдна поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллыи домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в т. ч. получившая широкую известность «Прощальная», 1772) и опер Гайдна. Поездки Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшимииз современников,в частности с В. А. Моцартом. Расцвет творческой деятельности Гайдна приходится на 80-90-е годы 18 века, когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785-1786) и 12 Лондонских(1791–1792, 1794-1795) симфоний, оратории, мессы и др. произведения. В 1791–1792,1794–1795 годах Гайдн совершил поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона. Пребывание в Англии расширило кругозор Гайдна, способствовало росту его славы. В 1791 году Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.
Наряду с К. В. Глюком и В. А. Моцартом Гайдн своим творчеством утвердил характерные особенности венской классической школы: верность оптимистическим идеалам, синтез интеллектуального и эмоционального начал, диалектическое соотношение многогранности и целостности, обеспечивающее расцвет циклических инструментальных форм (симфонии, квартета, сонаты). искусство Гайдна глубоко демократично и связанос народным творчеством. Его музыка проникнута ритмами и интонациями австрийского, славянского, венгерского фольклора, народным юмором, неистощимой жизненной энергией. Центральное место в творчестве Гайдна принадлежит симфониям и струнным квартетам. Если в области симфонии Гайдн развивает и совершенствует намеченное его предшественниками, то в области квартета он первооткрыватель. Зрелые произведения Гайдна отличаются органичным сочетанием доступности и содержательности, наивной непосредственности чувства и трезвой логики мышления, бьющей через край жизнерадостности и мудрой философской сосредоточенности. Философские раздумья в некоторых произведениях Гайдна предвосхищают творчество Л. Бетховена, которого Гайдн предваряет и целеустремлённым использованием принципа мотивно-тематической разработки. Особое место в наследии Гайдна принадлежит ораториям — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство Гайдна как колориста.
Франц Иозеф Гайдн написал 24 оперы, преимущественно в жанре итальянской оперы-буффаи оперы-сериа,3 оратории,14 месси др. духовные произведения, 104 симфонии, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и др. инструментов, 83 струнных квартета, 41 фортепьянных трио, 21 струнное трио, 126 трио для баритона (смычкового), альта, виолончели и др. ансамбли, 52 клавирные сонаты, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию).
П. А. Вульфиус.
Большая советская энциклопедия.