Генрих Шюц Шютц Биография Шюца Шютца

Категория: Композиторы

Генрих Шютц (1585-1672) — немецкий композитор. В 1590 году семья Шютца обосновалась в Вайсенфельсе.В 1598 году ландграф Мориц, восхищенный музыкальными способностями мальчика, взял его с собойв Кассель, где Шютц служил хористом и учился музыке у придворного капельмейстера Отто. В 1609 году Шютц поступил на юридический факультет Марбургского университета, однако по совету ландграфа и при его финансовой поддержке оставил университет и отправилсяв Венецию, чтобы продолжить обучение музыке у Дж. Габриели. В 1613 году, проведя в Венеции более 3 лет, вернулся к кассельскому двору своего покровителя. Год спустя был послан на 2 месяцако двору курфюрста Саксонии в Дрезден.В 1615 году курфюрст Иоганн Георг I изъявил желание, чтобы Шютц остался у негона следующие2 года. Ландграф Мориц неохотно согласился, по политическим соображениям он был вынужден подчиниться, когда курфюрст решил назначить Шютца на постоянную придворную должность.

В качестве дрезденского придворного капельмейстера Шютц отвечал за музыкальное оформление важнейших дворцовых церемоний. Он обязан был также обеспечивать капеллу квалифицированными исполнителями и наблюдатьза музыкальным воспитанием мальчиков-хористов. У Шютца учились будущие композиторы Бернгард, Тейле и Векман. Первый сборник духовной музыки Шютца «Псалмы Давида» вышел в 1619 годус посвящением курфюрсту. В том же году Шютц женился на Магдалене Вильдек (Wildeck). В 1625 году она умерла, оставив двух дочерей (заботы по их воспитанию взяла на себяее мать).

Шютц часто отлучался из Дрездена как по собственным делам, так и по поручению курфюрста. В 1627 году он находилсяв Торгау, где по случаю свадьбы дочери курфюрста Софии Элеоноры была поставлена его «Дафна» — произведение, с которого началась история немецкой оперы. В том же году Шютц выезжал в Мюльхаузен и, возможно, в Геру.В конце 1620-х годов на жизни саксонского двора начали сказываться экономические трудности, вызванные Тридцатилетней войной, заработки музыкантов резко снизились, и в 1628 году Шютц решил еще раз посетить Венецию. Здесь он общалсяс Монтевердии познакомилсяс новейшими тенденциями итальянской оперной и церковной музыки. В 1629 году Шютц вернулся в Дрезден.Два года спустя, после того как Саксония вступила в войнуи музыкальная жизнь при дворе фактически прекратилась, он воспользовался приглашением датского короля Кристиана IV ив конце1633 года выехал в Копенгаген, чтобы взять в свои руки музыкальное оформление свадьбы наследника престола. До своего возвращения в Дрезден (май 1635 года) получал жалованье как датский придворный капельмейстер. Осенью 1639 года Шютц вновь покинул Дрезден и следующие15 месяцев провел на службеу Георга Каленбергского. За время его отсутствия положение в дрезденской капелле не улучшилось, музыканты продолжали влачить жалкое существование, в 1642 году Шютц еще раз выехал в Данию, где проработал до 1644 года. Проведя примерно год в Брауншвайге,он отошелот активной деятельности и поселилсяв Вайсенфельсе, сохранив за собой титул и обязанности саксонского придворного капельмейстера. Конец Тридцатилетней войны (1648) не привелк быстрому подъему музыкальной жизни, и в 1651 году Шютц в очередной раз подал прошение об отставке, которое, однако, не было удовлетворено. Шютц смог уйти в почетную отставку лишь после смерти курфюрста (1656). Оставшиеся годы он писал церемониальную музыку для Дрездена, много путешествовал и создал произведения, принадлежащие к вершинам его творчества: «Историю Рождества Христова», 3 пассиона, Псалмы 119 и 100.

Шютц — величайший немецкий композитор XVII векаи первая фигура европейского масштаба в истории немецкой музыки. В его наследии преобладает духовная музыка на библейские тексты в немецких переводах, лишь немногие его композиции основаны на напевах лютеранских хоралов. Раннее творчество Шютца многообразно в стилистическоми жанровом отношениях. Его многохорные «Псалмы Давида» (1619) богаты динамическими и фактурными контрастами, в сборнике «Священные песнопения» (1625) представлены мотеты различных типов, от полифонических композиций a cappella до произведенийв новом стиле кончертато. Позднее, особенно в 3 книгах «Священных симфоний» (1629-1650), Шютц развил и углубил итальянскую модель духовного вокально-инструментального «концерта», фактически уравняв в правах голоса и инструменты. Датированные военным временем «Маленькие духовные концерты» (1636, 1639) предназначены для небольшого вокально-инструментального состава и сочетают полифоническое письмо с принципами монодии, первостепенное значение в них придается ясной и выразительной декламации. В позднем творчестве Шютца преобладают формы ораториального типа и Страсти без оркестрового аккомпанемента. Творчество Шютца — наиболее совершенное для своего времени воплощение протестантской и гуманистической идеи «поэтической музыки» (musica poetica), оно способствовало утверждению немецкого языка в качестве богослужебного. Каталог произведений Шютца (Schutz-Werke-Verzeichnis, сокр SWV) был составлен В. Биттингером (Bittmger) и В. Брайгом (Breig) (1960, 1979).


«Музыкальный словарь Гроува». Издательский дом «Практика».
«The Macmillan Press Ltd».