Георг Фридрих Гендель (Handel) (23.02.1685, Галле — 14.04.1759, Лондон) — немецкий композитор. Сын цирюльника.Семи лет начал обучаться игре на органе, клавесине, гобое. Его учитель, органист в Галле Ф. В. Цахау, обучал Генделя также основам контрапункта и фуги.В 12-летнем возрасте Гендель стал ассистентом органиста. В эти же годы он написал свои первые произведения — мотет и 6 сонат для 2 гобоеви баса.В 1702 году Гендель получил место органиста в родном городе, но ужев следующем году переехал в Гамбург, центр музыкальной жизни тогдашней Германии. Здесь начинается оперная деятельность Генделя, продолжавшаяся свыше 30 лет.Он работал скрипачом, а затем дирижером оркестра Гамбургской оперы, во главе которой стоял видный музыкальный деятель и композиторР. Кейзер. Вскоре Гендель написал для этого театра свою первую оперу «Альмира, королева Кастилии» (1705). Большую роль для Генделя сыграла его дружба с даровитым теоретиком и композиторомИ. Маттезоном, его будущим первым биографом. Оперное искусство все более захватывает Генделя. Гамбургский театр его уже не удовлетворяет,и Гендель решает отправиться на родинуоперы —в Италию.
В 1706–1710 годах Гендель жил во Флоренции, Риме, Венеции и Неаполе. Вскоре он приобрел известность в Италии как отличный органист-импровизатор и клавесинист.В Риме Гендель сблизился с Д. Скарлатти; Гендель давал ему советы в игрена органе,в свою очередь Скарлатти помогал Генделю в освоении техники игры на клавесине.В 1708 году во Флоренции была поставлена опера Генделя «Родриго», а в 1709 годув Венеции — «Агриппина», понравившаяся требовательным итальянцам. В Италии же Гендель написал свои две первые оратории — «Воскресение» и «Триумф рассудка и времени», пасторальную ораторию «Ацис, Галатея и Полифем»и др. Гендель был прозван в Италии «знаменитым саксонцем», а после постановки опер — «Орфеем нашего времени».
После короткого пребывания в Ганновере, где Гендель состоял придворным капельмейстером, он переехал в 1710 годув Лондон,с которым была связана почти вся его дальнейшая жизнь. Уже в следующем году здесь была поставлена опера-пастиччо Генделя «Ринальдо» по сюжету поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» (музыка в основном была составлена из отдельных номеров его прежних опер). Публика восторженно приняла это произведение, и имя Генделя стало широко известным в Лондоне,а вскоре и во всей Англии. Выступая как органист и клавесинист, сначала в музыкальных салонах лондонской аристократии, а затеми перед более широкой аудиторией, Гендель все более укреплял славу лучшего музыканта Англии. Он пишет торжественную оду в честь королевы, ряд патриотических произведений, которые по достоинству были оценены английским двором. Изучение английского музыкального искусства и в первую очередь опер Г. Перселла,а также народной музыки, равно как и впечатленияот жизнии быта Лондона придали его произведениям английский национальный характер. (Возгласы уличных торговцев, по словам Генделя, помогали ему создать мелодии песен.) В 1717–1720 годах Гендель служил при дворе герцога Чендосского. В эти же годы Гендель работает над созданием хоровых произведений; он пишет12 псалмов. «Антемы Чендоса» для солистов, хора и оркестра, первую английскую ораторию «Эсфирь» (1-я ред.- «Аман и Мардохай»), кантату «Ацис и Галатея»и др.В 1720 году для своей ученицы принцессы Анны Гендель написал сборник сюит для клавесина, который содержит арию с вариациями из ми-мажорной сюиты, известную под названием «Гармоничный кузнец». (Ария из сюитыси-бемоль мажор послужила Брамсу темой его знаменитых вариаций для фортепиано.)
В 1720 году Гендель возглавил «Королевскую академию музыки», для открытия которой он написал оперу «Радамист». Здесь же были поставлены его лучшие оперные произведения — «Юлий Цезарь» (1724), «Тамерлан» (1724), «Роделинда» (1725). Однако постепенно вкусы английской публики меняются; ее уже перестают интересовать героические образы, сильные страсти и переживания героев опер Генделя; зрителей больше привлекала колоратура итальянских примадонн и сопранистов.
Против Генделя ополчились представители лондонской знати, возглавляемые принцем Уэльским, который сам пытался писать оперы. Травля Генделя в печати, предпочтение, отдававшееся английским великосветским обществом итальянскому композитору Д. Бонончини, наконец, шумный успех поставленной в 1728 году пародии на оперу-сериа «Оперы нищих» Дж. Гея и Пепуша — все это послужило причиной для закрытия театра Генделя. Он вынужден был уехать в Италию для набора новой труппы. В 1729 году в Лондоне состоялись спектакли вновь созданного Генделем оперного театра. Вскоре и эта труппа распалась. Но прекращение спектаклей не сломило Генделя; в 1734 году он в третий раз создал театр, вложив в него все свои сбережения. Снова начались интриги, и в 1737 году наступил крах театрального предприятия Генделя, а он сам был разорен.
Уже в эти годы Гендель, помимо опер, создавал и оратории, а с начала 1740-х годов почти всецело перешел к этому жанру. (Последняя опера Генделя «Диадемия» была сочинена в 1741 году.) В 1738 году им была создана оратория «Саул», в следующемгоду — «Израиль в Египте». Вначале лондонцы холодно встретили оратории Генделя, против исполнения которых выступило и духовенство.Лишь после того, как в Дублине в 1742 годус огромным успехом была исполнена его следующая оратория «Мессия» и особенно после создания героической оратории «Иуда Маккавей» (1746), импонировавшей настроениям англичан после победы над шотландцами в 1745 году,в отношениик композитору наступил перелом. Теперь, на закате жизни, он получилв Англии всеобщее признание. В 1751 году во время работы над своей последней ораторией «Иевфай» Гендель ослеп, но все жеон продолжал участвовать в исполнении ораторий как органист.
Гендель с исключительной быстротой работал над своими произведениями; так опера «Ринальдо» была написана им за две недели, одно из лучших его сочинений оратория «Мессия»,— за 24 дня.
Обращаясь исключительно к жанруоперы-сериа, Гендель создавал в пределах этого жанра разнообразные произведения. На первое место здесь нужно поставить его историко-героические оперы «Радамист», «Юлий Цезарь», «Роделинда»; фактически Гендель положил начало этому жанру. Он писал также и волшебно-фантастическиеоперы — «Тезей» (1712), «Амадис» (1715), «Альцина» (1735) и «экзотические» оперы — «Тамерлан» (1725), «Александр» (1726), «Ксеркс» (1738), а также обращался и к пользовавшемусяв то время большой популярностью жанру пасторальной оперы-балета — «Верный пастух» (1712; 2-я ред.«Терпсихора» — 1734), «Праздник на Парнасе» (1734), «Гименей» (1740).
Большой интерес представляют также и инструментальные произведения Генделя. Инструментальная музыка Генделя по ясности и конкретности образов, по характерности тематики, по своим живописным тенденциям очень близка его театральной музыке. Среди оркестровых произведений Генделя — сюиты с увертюрами «Музыка на воде» (1717) и «Музыка фейерверка» (1749). Эти сочинения Гендель писал для массового исполнения на открытом воздухе, в лондонских парках и садах. Отсюда и большой состав оркестра, и народно-танцевальный характер отдельных пьес, и доступность музыки для широкой аудитории. В числе др. наиболее характерных инструментальных произведений Генделя —«кончерти-гросси»,в которых получили дальнейшее развитие формы итальянской и французской музыки, и органные концерты, о которых один из советских биографов Генделя, Р. И. Грубер, писал, что Гендель заново создал этот жанр, так как он впервые «вывел орган из культовых рамок, широко и многообразно использовал его в светском плане, сохранив его свойства массового воздействия».
Оратории Генделя сохраняют свое значение до наших дней. Написанные в основномна библейские сюжеты, они воспевают героические подвиги на благо народа, томящегося под игом чужеземных тиранов. В центре ораторий, отличающихся единством драматургического замысла, народная масса и ее вожди; на их жизнии переживаниях сосредоточено все внимание композитора. Показывая мужественных, храбрых библейских героев, Гендель подчеркивал в них черты борцов за свободуи справедливость. Почти все оратории Генделя заканчиваются победой народа, торжеством справедливости; финал произведений — ликующе торжественный гимн, прославляющий победителей. Делая народ центральным персонажем, Гендель, естественно, усиливал в оратории роль хора, воплощающего образ народных масс. Музыкальное искусство не зналодо Генделя столь мощного и монументального использования хоровых эпизодов в музыке. Мастерское владение Генделя хоровым звучанием восхищало и Бетховена («Вот, у кого нужно учиться скромными средствами добиваться потрясающих эффектов»,— говорил он), и Чайковского, писавшего, что «Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходяиз естественных пределов голосовых регистров, он [Гендель] извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы…». Наряду с Бахом Гендель является крупнейшим мастером полифонического хорового письма, великолепно владевшим всей палитрой звучностей.
В своих произведениях Гендель рисовал и картины природы. Среди них встречаются произведения, явно вдохновленные природой. Картины природы занимают центральное место, например, и в оратории «Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный»на текст Дж. Мильтона (1740). Не говоря уже об ораториях Генделя или его лучших инструментальных произведениях, драматические арии из опер (например, знаменитая ария из «Ринальдо»), инструментальное ларго из «Ксеркса», сицилиана и мн. др. до нашего времени продолжают волновать слушателей. Героические черты творчества Генделя получили дальнейшее развитие в произведениях таких разных композиторов, как Глюк, Керубини, Бетховен, Мендельсон, Берлиоз, Вагнер. Генделя очень ценили и русские музыканты во главе с Глинкой. В 1856 году в Германии было основано «Генделевское общество», опубликовавшее до 1894 года полное собрание сочинений Генделя в 99 тт. под редакцией одного из лучших знатоков его творчества Ф. Кризандера. Традицией стало проведение фестивалей Генделя в Германиии Англии.
М. Ю. Миркин