Людвиг Шпор Биография Шпора

Категория: Композиторы

Людвиг Шпор (Spohr) (1784-1859) — немецкий композитор, скрипач и дирижер. Родился в семье музыкантов-любителей. В пятилетнем возрасте начал обучаться игре на скрипке; с 1799 года скрипач придворного оркестра в Брауншвейге.С 1802 года занимался у ученикаЯ. Стамица —Ф. Эка, которого Шпор сопровождал во время концертной поездки по России. С 1804 года Шпор начал гастролировать с самостоятельными концертами. С 1805 года концертмейстер придворного оркестра в Готе, в 1812–1815 годахв Вене.В 1816 году гастролировал в Италии; в 1817 годув Милане исполнял вместе с Никколо Паганини свой «Концертный дуэт» для двух скрипок. С 1817 года дирижер оперного театра во Франкфурте, в 1822–1849 годах после гастролей по Англии и Франции —в Касселе.Шпор считался отличным дирижером (он первым начал дирижировать палочкой). Шпор занимался также преподаванием; в числе его учеников Ф. Давид и М. Хауптман.

Свою композиторскую деятельность Шпор начал с сочинения скрипичных и камерных произведений, а также ораторий, завоевавших симпатии немецких слушателей. В 1816 году Вебер поставил в Праге его оперу «Фауст» (соч. 1813; не по Гёте). Вскоре Шпор написал оперу «Земира и Азор» (пост. 1819), ставшую очень популярной в Германии, а в начале 1820-х годов он создал свою лучшую оперу «Иессонду» (пост. 1823), отзвуки которой легко обнаружить в ранних произведениях Вагнера. К числу лучших сочинений Шпора можно также причислить программные 4-ю и 7-ю симфонии, 8-й и 9-й скрипичные концерты, отдельные двойные квартеты. Стиль музыки Шпора характерен для предромантического периода немецкой музыки; его оперы, так же как и сочиненияГофмана, положили начало немецкой романтической опере с ее тяготениемк сказочно-экзотическим сюжетам. Произведения Шпора отличаются техническим мастерством, его гармонический язык изобилует хроматизмами. Эстетические взгляды Шпора были довольно противоречивы; так, он признавал только раннего Бетховена, игнорировал последние произведения Вебера. В то же время Шпор, несмотря на противодействие придворных кругов, настоял на постановкев Касселе опер Вагнера «Летучий голландец» и «Тангейзер», а в собственном творчестве допускал смелые эксперименты, необычные для своего времени (6-я симфония,7-я симфония для двух оркестров, «Квартет-концерт»и др.).


М. Миркин