Морис Равель Биография Равеля

Категория: Композиторы

Морис Равель (Maurice Ravel) (07.03.1875, Сибур — 28.12.1937, Париж) — французский композитор. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где по композиции был учеником Г. Форе.Еще в период обучения Равель создал ярко-талантливые произведения («Игра воды» для фортепиано, струнный квартет). Однако Равель потерпел неудачу в соискании высшей награды — Большой римской премии. В 1904 году его даже не допустилик конкурсу, что вызвало много толков в музыкальном мире Парижа. Но, начиная с первого исполнения «Испанской рапсодии» для оркестра (1907), Равель быстро выдвигается в первый ряд французских композиторов новой школы, корифеем которой являлся Клод Дебюсси. Постановка труппой Дягилева балета Равеля «Дафнис и Хлоя»на либреттоМ. М. Фокина (1912, Париж) закрепила известность композитора. В годы Первой мировой войны Равель добился зачисления в действующую армию, выполнял на фронте обязанности шофера грузовой машины. Эти годы сблизили Равеля с простыми людьми Франции. Памяти погибших на войне друзей посвящена фортепианная сюита «Гробница Куперена» (1914-1917). В законченномв начале войны фортепианном трио Равель обращается к интонациями ритмам народной музыки басков (со стороны матери Равель — испано-баскского происхождения, и эти народные элементы в музыке были ему столь же близки, как и французские).

После смерти Дебюсси в 1918 году Равель был признан его преемником и главой французской музыки. В 1920-е годы он создает новые сочинения, из которых мировую известность приобрели опера-балет «Дитя и волшебство» (соч. и пост. 1925, Монте-Карло), хореографическая поэма для оркестра «Вальс» (пост. 1920), рапсодия для скрипки с оркестром «Цыганка» (1924) и, особенно, построенная на одной теме хореографическая поэма «Болеро» (1928); исключительной популярностью пользуется и оркестровая обработка Равеля «Картинок с выставки»Мусоргского (1922), выполненная с безупречным мастерством и большой любовью к творчеству замечательного русского композитора. Последними крупными достижениями Равеля были его два фортепианных концерта (1931; второй из них написан для одной левой руки по заказу пианиста П. Виттгенштейна, потерявшего правую руку на войне).

В 1920-е годы Равель совершал концертные поездки по Европе и США, выступая как пианист и дирижер.В начале 1930-х годов тяжелое заболевание мозга ограничило творческую деятельность Равеля, а с 1935 года она полностью прекратилась. После операции, не давшей результатов, Равель скончался. Музыка Равеля уже давно пользуется мировой известностью. На сцене наших театров поставлен его балет «Дафнис и Хлоя» (1960), в Москвев концертном исполнении прозвучали обе его оперы, осуществлена телепостановка оперы-балета «Дитя и волшебство».

Значение Мориса Равеля определяется яркой оригинальностью его музыки, исключительным совершенством композиторского мастерства. Музыка Равеля характеризуется сжатыми формами, четким и непринужденным построением мелодических фраз, большой динамичностью. Большое место в творчестве Равеля занимает хореография, народный танец. Его одноактный балет «Дафнис и Хлоя» явился новаторским произведением в этом жанре. В балете использована звучность хора (без слов), музыка отличается подлинно симфоническим характером, живостью ритмов и яркостью оркестровых красок. Второй одноактный балет — «Моя матушка гусыня» (по мотивам французских сказок, переделан из фортепианной сюиты, пост. 1915, Париж) проникнут глубоко народным складом музыки, в нем проявилось богатейшее дарование Равеля-мелодиста. Все хореографические произведения Равеля вошли в симфонический репертуар оркестров многих стран.

Первая опера Равеля «Испанский час» (1907, пост. 1911, Париж) обновляет жанр лирической музыкальной комедии; она отмечена тонким юмором, блеском вокального и оркестрового стиля. Вторая его одноактная опера «Дитя и волшебство» названа автором «лирической фантазией»; в ней оживает фантастический мир игрушек, зверей, даже предметов домашнего обихода — часы, кушетка и т. д. Опера овеяна поэзией детства. В то же время в ней проявилась и тонкая ирония Равеля.

Народная струя, выраженная тово французских, то в испанских или баскских интонациях, очень заметна у Равеля; его высокохудожественные обработки народных песен различных стран (некоторые из них были написаны для конкурса, устроенного в 1910 году «Домом песни» в Москве, руководимым певицей М. А. Олениной-д'Альгейм,и премированы) явились образцом для многих композиторов в последующие годы. Равель написал также ряд превосходных романсов («Естественные истории» на текст Жюля Ренара, 1906; «Мадагаскарские песни» для голоса с фортепианным или камерным ансамблем, 1926 и др.).

В своем богатейшем фортепианном творчестве Равель сочетает романтико-импрессионистские увлечения («Игра воды», 1901, цикл «Ночной Гаспар», 1908 и др.)и поиски возобновления классического стиля французских композиторов 18 века (сюита «Гробница Куперена»). Первый фортепианный концерт продолжает «классическую» линию его творчества, в то время как второй — для левой руки — ближе к «импрессионистскому» руслу. Камерные произведения Равеля (струнный квартет, 1903, фортепианное трио, 1914, и др.) отличаются классической стройностью формы, глубокой прочувствованностью. Трио построенона интонациях народного баскского характера. В «Блюзе»из скрипичной сонаты Равель дал яркую стилизацию джазовой музыки.

Морис Равель был большим поклонником русской музыки —Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. Творчество самого Равеля в известной мере обязано воздействию музыки русских «кучкистов», и он продолжалих традициина иной национальной основе; родственность чувствуется не тольков колористической манере оркестровки, но и в задушевности, ясности мелодий. Одна из фортепианных пьес Равеля называется «В стиле Бородина» (1913).

Как и Дебюсси, Равель значительно обогатил гармонические возможности музыки, и его новаторские открытия в этой области оказали значительное влияние на композиторов различных стран.

Творчество Мориса Равеля глубоко гуманистично. Подобная направленность чувствуется и в критических статьях и высказываниях Равеля. В музыке Равеля запечатлена не только его родная страна, он создал увлекательные музыкальные «странствования», переносящие нас в Испанию, Венгрию, древнюю Элладу и т. д.В них отразилась и сказочность,и живые впечатления современной жизни.

Прокофьев считал Равеля "одним из самых крупных композиторов нашего времени.


М. Ю. Миркин.