Николай Андреевич Римский-Корсаков — всемирно известный русский композитор-классик, крупнейший педагог, дирижер, автор трудов об оркестре, музыкальный писатель. Он — автор 15 опер,3 симфоний, целого ряда симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Его творчество самобытно, но вместес тем опирается на классические традиции, творчески развивая и дополняяих новыми для той эпохи идеями.
Анкетные Данные
Николай Андреевич Римский-Корсаков (18 марта 1844 —21 июня 1908) родился в Тихвине, небольшом городке Новгородской губернии, где жил его отец, отставной губернатор.
Живя в Тихвине,Римский-Корсаков слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. Эти детские впечатления оказали влияние на характер будущего композитора и на его дальнейшее творчество. Римского-Корсакова с детских лет обучали фортепьянной игре, и ужев раннем возрасте он начал сочинять музыку. Его способностик музыке проявились с раннего детства, он прекрасно различал мелодии, которые ему пела мать. А ужев возрасте трех лет бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано.Отец часто специально менял темп и ритм,но мальчик безошибочно следовал за ним. Когда ребенок немного повзрослел, он научился нотам и на слух мог назвать любой из тонов фортепиано, мать взялась обучать ребенка игре на этом инструменте. Вскоре он освоил все, что умела мать, и тогда родители пригласили профессиональную учительницу игры на фортепиано. Учеба давалась Николаю легко не тольков области музыкального образования. Он очень рано научился читать, быстро освоил арифметику. Родители, видя способности сына, пророчили ему большое будущее, правда, не в творческойсфере — они хотели бы, чтобы их сын стал морским офицером. И он сам тогда не думал связывать свою жизнь с музыкой.По примеру старшего брата и своего дяди он мечтало флотской карьере. Поэтому в возрасте двенадцати лет Римский-Корсаков поступил в петербургский Морской корпус — военное училище, готовившее офицеров. Однако очень скоро мальчик понял, что военно-морская служба не столь интересна, как ему представлялось в раннем детстве. Музыка его интересовала гораздо больше, и он параллельно учебе в Морском корпусе продолжил обучаться игре на фортепьяно, стал посещать оперу и концерты, вновь пробовал сочинять собственную музыку.
В 1858 годуон впервые услышал оперу Михаила Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).Она произвелана него столь потрясающее впечатление, что он ходилна нее несколько раз. Потом последовала опера «Руслан и Людмила»,и вновь Николая поражает творчество Глинки. Преклонение перед великим Глинкой Римский-Корсаков пронес через всю свою жизнь. В то время он встретилсяс известным композитором Милием Алексеевичем Балакиревым. Один из крупнейшие деятелей русского музыкального искусства XIX века,он тогда находился в расцвете творческих сил. «С первой встречи,— вспоминал Римский-Корсаков,— Балакирев произвел на меня громадное впечатление. Превосходный пианист, играющий все на память, смелые суждения, новые мысли, и при этом композиторский талант, перед которым я уже благоговел». Балакирев познакомился с сочинениями Римского-Корсакова и понял, что семнадцатилетнему кадету суждено стать великим музыкантом. Он предложил Римскому-Корсакову написать симфонию, и с этого времени Римский-Корсаков решил посвятить свою жизнь музыке. Он с головой окунулся в работу над своей Первой симфонией.
В апреле 1861 года Николай Римский-Корсаков, закончив обучение с хорошими оценками, был направлен гардемарином и кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». Плавание проходило во время Гражданской войны Севера и Югав США,и русская эскадра выполняла секретные поручения русского правительства, действуя на стороне северян.
21 мая1865 года клипер «Алмаз» прибыл в Кронштадт.Римcкий-Корсаков стал мичманом. Началась его трудовая биография морского офицера.
Трудовая биография
Николай нес службу на берегуи продолжал сочинять музыку, в декабре1865 года завершив свою Первую симфонию. Ее исполнение проходило под управлением самого Балакирева. Произведение было еще незрелым, чувствовалось, что молодой композитор находится в творческом поиске и его стиль еще не устоялся. Однако уже в Первой симфонии чувствовался сильный, самобытный талант. Затем последовала «Увертюра на три русские темы» (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Под влиянием Балакирева композитор обратился к славянским народным мелодиям, что придавало его творчеству национальный колорит. В это же время Римский-Корсаков создавал симфоническую картину «Садко» и параллельно писал романсы. Творческий талант Николая Андреевича рос на глазах.В «Садко» композитор нашел свой художественный стиль, определил свойственный его творчеству круг образов. В «Садко» новизна музыки удивляла слушателей, композитору очень точно удалось передать впечатление неторопливого могучего движения волн. Вместе с тем композитор выступил не только как новатор, но и как продолжатель традиций европейского симфонизма, связанных с именамиГектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых повлияло на композитора.
«Садко» был триумфально встречен публикой, и, воодушевленный удачей, он быстро написал симфоническую сюиту «Антар», в основе сюжета которой лежала восточная сказка Сенковского. Содержание сказки раскрыто композитором как ряд ярких музыкальных картин, сменяющих друг друга. Сюита «Антар» вновь оказалась успешной, и молодого композитора начали признавать мастером симфонической музыки. Интерес к музыке Востока был характерен для русских композиторов XIX века.Тема Востока останется важной линией творчества на протяжении всей дальнейшей жизни Римского-Корсакова.
В 1871 годуРимский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории. А в1872 году добивается очередного крупного успеха —он завершает оперу «Псковитянка». Это произведениео судьбе народа в эпоху объединения Руси и образования мощного Русского государства. Сюжет ее взятиз одноименной пьесы известного русского поэта и драматурга Л.А.Мея. Главное действующее лицо оперы — Иван Грозный показан сложным и противоречивым человеком. Величавая мелодия распева при появлении царя — одна из многих удачных находок, которыми полна «Псковитянка», настолько высоко оценивалась автором, что он повторилее позжев опере «Царская невеста».
«Псковитянку» называют высшим достижением первого периода творчества композитора. После этого музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась, он стал инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873—84), директором «Бесплатной музыкальной школы» (1874—81). К этому периоду относится и появление новой оперы — «Майская ночь». Николай Андреевич говорил, что Гоголь – это один из его любимых писателей, а его «Майская ночь» — одно из его самых лучших произведений. В «Майской ночи» находит свое оформление важное для драматургии последующих опер Римского-Корсакова соединение двух миров: мира реальности (народно-бытовой сферы) и фантастичного потустороннего мира. Премьера оперы состоялась 9 января1880 годав Мариинском театре под управлением Э.Ф.Направника, и вновь публика была в полном восторге. Следующая опера — «Снегурочка» по сказочной пьесе А.Н.Островского впервые исполняется в 1881 году.И вновь триумф.
Отныне Римский-Корсаков — видная фигура в отечественной музыке, общепризнанный авторитет, почитаемый профессиональными музыкантами и публикой.
С 1883-го по 1894 год Николай Андреевич является помощником управляющего Придворной певческой капеллой и выступаетв качестве дирижера оперных спектаклей и симфонических концертов.
Творчество позднего Римского-Корсакова отличается тонким психологизмом. Композитор обращается к раскрытию внутреннего мира человека, что особенно проявилось в операх «Моцарт и Сальери»(на текст А.С.Пушкина, 1897 год), «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста» (1898).
В операх начала XX века композитор отдал дань новым тенденциям русского музыкального искусства, это «Сказка о царе Салтане» (1990), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (1907) — содержала едкую сатиру на самодержавие.
В 1908 году композитор ушел из жизни.
Сведения о родственниках
Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков(1784—1862) — чиновник. В войну1812 года был прикомандирован к главной квартире генерал-фельдмаршала Барклая де Толли. После войны занимал должности новгородского губернатора и гражданского губернатора Волынской губернии, откуда был уволен «за проявленное свободомыслие». Андрей Петрович оказал помощь декабристам И. Д. Якушкину,М. И. Муравьеву-Апостолу,А. А. Бестужеву-Марлинскому, ссудив деньгами при их следовании через Тихвин в ссылку. «Оказанную нам тогда услугу свято храню в памяти по сию пору»,— вспоминал в своих записках Муравьев-Апостол.
Уйдя в отставку, Андрей Петрович поселился в своем наследственном доме в Тихвине, где вступил в «тихвинский прогрессивный кружок», в который входили историк Бередников и Мордвинов,ученый-этнографи краевед.
Мать композитора — Софья Васильевна Римская-Корсакова (1802-1890). Она была дочерью помещика В. Я. Скарятинаи его крепостной, получила хорошее воспитание, обучалась наравне со своими братьями, отлично владела французским языком, умела играть на рояле.
Брат — Воин Андреевич (1822-1871). Контр-адмирал.Был начальником штаба главного командира Кронштадтского порта. С 1861 директор Морского кадетского корпуса.
Сын – Андрей Николаевич (1878-1940). Родился в Петербурге. Музыковед. С 1918-го — глава отдела музыкальных рукописей в Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, Ленинград.
Сын — Михаил Николаевич (1873-1951). Зоолог-энтомолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Окончил Петербургский университет (1895). Профессор Лесного института (ныне Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С. М. Кирова) с 1921-го. По его инициативе в 1919 годуна базе Зоотомического кабинета кафедры зоологии беспозвоночных физико-математического факультета основана Кафедра энтомологии Санкт-Петербургского университета, которую он возглавлял до 1930 г. Был почетным президентом Всесоюзного энтомологического общества.
Сын — Владимир Николаевич (1883-1970). В 1905 окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки. В 1906 окончил также юридический факультет Петербургского университета. В 1920-1941 — скрипач Ленинградского симфонического оркестра, преподаватель музыки в школах.В 1944-1958 — научный сотрудник Института театра и музыки.Член редколлегии Академического собрания сочинений Н. А. Римского-Корсакова. Автор статей на музыкально-исторические темы.
Дочь — София Николаевна, в замужестве Троицкая (1875-1943).
Дочь — Надежда Николаевна (1888 −1971).
Личная жизнь
На одном из музыкальных вечеров в доме композитора А. С. Даргомыжского, где собиралась музыкальная молодежь, Николай Андреевич познакомился с сестрами Александрой Николаевной и Надеждой Николаевной Пургольд. Это были обаятельные, остроумные девушки, музыкально одаренные и прекрасно образованные. Александра обладала очень красивым сопрано, а Надежда была пианисткой, ученицей известного педагога А. Л. Герке. Николай Андреевич вместе с друзьями стал часто бывать у сестер Пургольд на их даче.В то время Николай Андреевич обдумывал сочинение оперы «Псковитянка» и делилсяс Надеждой Николаевной своими планами. Она наигрывала ему первые музыкальные наброски, разбирала их, инструментовала в опере несколько отрывков. Это работа сблизила их, и постепенно молодых людей связало глубокое чувство. Весной 1971 годаво время совместного чтения «Майской ночи» Гоголя Николай сделал ей предложение, и в тот же день она стала его невестой. Тридцатого июня 1872 годав Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд и НиколайРимский-Корсаков обвенчались. В браке родились 7 детей, двое из которых – Слава и Маша — умерли в раннем детстве от туберкулеза. Надежда Николаевна умерла в 1919 году, пережив мужа на 11 лет.
Увлечения
Круг интересов великого композитора в основном сводился к его творческой деятельности. Однако, помимо музыки, он очень много читал исторической литературы, изучал русский эпос, любил поэзию, собирал фольклор. Римский-Корсаков был знатоком народного творчества, и не только России, но и других стран. Его впечатления находили свое отражение в его музыкальных произведениях.
Враги
Длительная дружба с Балакиревым постепенно перешла в холодно-враждебные отношения между ними. Во многом это произошло потому, что совместная работа в Петербургской певческой капелле, которой руководил Балакирев и в которойна протяжении многих лет по его просьбе преподавал Николай Андреевич, часто приводила к спорами конфликтам. Римскому-Корсакову было очень непросто терпеть резкий и жесткий характер Балакирева. В результате в 1891 году отношения были прерваны окончательно и больше никогда не возобновлялись, хотя Балакирев и в дальнейшем высоко отзывался о произведениях Римского-Корсакова. Был период, когда охладели и его дружеские отношения с Глазуновым и Лядовым, учениками Римского-Корсакова. Некоторые его произведения вызывали у них критические замечания, а Римский-Корсаковне хотелс этим мириться. Между учителем и учениками отношения испортились, но, когда в 1905 году Николай Андреевич был уволен из консерваторииза поддержку студенческих волнений, Глазунов и Лядовв знак солидарности также покинули ее. Так состоялось примирение между великим учителем и его талантливыми последователями.
Соратники
Наиболее близкими соратниками и друзьями Римского-Корсакова были члены неформальной творческой группы, известной как «Могучая кучка»: М.Мусоргский, Ц.Кюи, А.Бородин. В личной жизни настоящим другом и соратником была жена композитора Надежда Николаевна.
Слабости
Очевидной слабостью великого композитора была его болезненная чувствительность к неудачам, которые всегда выбивали его из колеии приводилик очень тяжелым переживаниям. Для того чтобы преодолеть душевный кризис, композитору всегда требовалась поддержка со стороны близких родственников и друзей.
Сильные стороны
Русский классик Римский-Корсаков обладал многогранным музыкальным талантом. Он успешно работал в совершенно разных жанрах: оперном, симфоническом, камерно-вокальном и инструментальном. Композитор обладал ярко выраженной индивидуальностью, которая чувствуется в каждом его крупном произведении. Кроме того, он отличался редким трудолюбием, никто не мог сказать, что Римский-Корсаков «законсервировался» и почиваетна лаврах, поскольку композитор оставался новатором музыки и до последних лет жизни стремился совершенствовать свое мастерство.
Заслуги и провалы
Заслуги Римского-Корсакова общепризнанны. Композитор стоит в ряду выдающихся музыкантов мирового масштаба. Еще при жизни Римского-Корсакова его произведения получили широкую известность не тольков России, но и в Европе.Их исполнялив Брюсселе, Париже и Праге.Он автор15 опер,3 симфоний, целого ряда романсов.
Его педагогическая деятельность также была исключительно успешной. Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых — Прокофьев, Стравинский, Аренский, Баланчивадзе, Витол, Глазунов, Ипполитов-Иванов, Казбирюк, Лысенко, Лядов, Мясковский, Соколов, Спендиаров, Респиги, Черепнин.
Римский-Корсаков обобщил свой педагогический опыт в учебниках гармонии и оркестровки, его труды по теории музыки также в числе его несомненных заслуг. Но даже такому великому таланту не удалось избежать творческих неудач.
После оперы «Сказка о царе Салтане» композитор начал работать над оперой «Сервилия» на сюжетиз эпохи Древнего Рима. Это произведение получилось малоинтересным по содержанию и сценическому решению и не имело успеха у публики. Также провалился и «Пан Воевода» — «оперное интермеццо» из жизни шляхетской Польши, посвященное памяти Шопена.
А в последние годы жизни композитором была написана опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Оперу впервые поставили в Мариинском театре 7 февраля1907 года, а 15 февраля1908 года «Сказание» исполнялось в Большом театре. Несмотря на отличное музыкальное руководство и отменное исполнение артистов, публика прохладно встретила оперу Римского-Корсакова, былого успеха добиться не удалось. Оперу называли затянутой, скучной, лишенной действия. Неудовлетворительна была и постановка. Композитор в своем письме С. Н. Кругликову писал: «Что же касается сочинения… то тут, кажется, пора поставить точку… Лучше вовремя остановится, чем переживать падение…
Компромат
Николай Андреевич в 1905 годув разгар первой русской революции выступил против самодержавия. Политически неискушенный, как и ряд других представителей интеллигенции, он не понимал, что революция гибельна для России.
Десятого февраля 1905 года сходка учащихся Петербургской консерватории постановила начать забастовку в знак протеста против действий правительства 9 января1905 года. Прославленный композитор поддержал требования забастовщиков. В ответ власть запретила исполнение сочинений Римского-Корсакова в Петербурге, но в Москве каждое его произведение вызывало овации. Высшей точкой торжества опального композитора становится исполнение его еще не шедшейв Петербурге оперы «Кащей Бессмертный» силами бастующих учащихся под управлением Глазунова. Помещение безвозмездно предоставила в своем театре великая артистка Вера Федоровна Комиссаржевская. Театр был переполнен. На сцену поднимались депутации со знаменами —от Союза металлистов, от текстильщиков,от Союза мастеров и техников,от конторских служащих. Композитора осыпают цветами, но тут началась потасовка студентов с городовыми. Николай Андреевич успел прыгнуть в оркестр, едва увернувшись от тяжелого занавеса, который начал опускаться.
Вот так седовласый мэтр на склоне лет стал участником сомнительного действа.
Досье подготовил Дионис Каптарь
KM.RU 18 марта2008