Рихард Вагнер Великий оперный реформатор

Категория: Композиторы

Рихард Вагнер (Wagner) (22.5.1813, Лейпциг — 13.2.1883, Венеция) — немецкий композитор. С детских лет Вагнер жил в семье,в которой музыка и театр играли большую роль. Он участвовалв детских спектаклях, увлекался Шекспиром, сам сочинял стихи и пьесы. Будучи студентом философского факультета Лейпцигского университета, Вагнер начал систематически заниматься музыкой; его учителями были X. Мюллер (фортепиано) и Т. Вейнлиг (композиция). Первые произведения Вагнера — фортепианная соната, 4 увертюры для оркестра, симфония До мажор, несколько композиций к «Фаусту» Гёте, струнный квартет. К 1833 году относятся эскизы задуманной, но не законченной оперы «Свадьба», а в 1834 году Вагнер написал свою первую оперу «Феи» (пост. 1888) по пьесе К. Гоцци «Женщина-змея».В том же году он переехалв Магдебург, где работал дирижером оперного театра. Здесь он сочинил оперу в итальянском стиле «Запрет любить» (пост. 1836) на сюжет шекспировской комедии «Мера за меру».В 1836 году Рихард Вагнер работает дирижером оперного театра в Кенигсберге, а в следующемгоду —в Риге.В 1839 году Вагнер переехал в Париж; здесь он испытывал материальные затруднения, терпел нужду, часто голодал. Но ив таких тяжелых условиях композитор не прекращал творческой деятельности. В Парижеон сочинил увертюру «Фауст», закончил начатую в Риге «большую оперу» «Риенци», по сюжету романа Э. Булвер-Литтона,и написал оперу «Летучий голландец». Разочаровавшись в Париже,о которомон столько мечтал, Вагнер в 1842 году уехал на родину,в Германию.В Дрездене ему удалось осуществить постановку оперы «Риенци». Здесь же в 1843 годуон поставил оперу «Летучий голландец» («Моряк-скиталец»)и получил звание саксонского королевского придворного капельмейстера. Написанная на основе народной легенды и новеллыГейне, опера «Летучий голландец» завершает собой первый, романтический период творчества Вагнера и знаменует его вступление на путь смелого новаторства. Почти полное отсутствие замкнутых и изолированных номеров, установление смысловой взаимозависимости между музыкальными темами посредством лейтмотивов, получивших столь широкое распространение в последующих операх Вагнера,— все это отличает оперу «Летучий голландец» от оперных произведений того времени. В музыке оперы звучит страстный протест против своекорыстия и эгоизма,ее отличает правдивость выражения переживаний действующих лиц.

Новый этап творчества Вагнера составляют 1840-е годы, когда он создал оперы «Тангейзер» (пост. 1845, Дрезден) и «Лоэнгрин» (пост. 1850, Веймар) по мотивам средневековых германских и романских сказаний. Эти произведения героико-романтического характера положили начало реформе Вебера в области оперного искусства. Он стремилсяк созданию музыкальной драмы, которую можно было противопоставить итальянской и французской «большой опере» с ее внешними эффектами, с ее разрывом между музыкой и действием. Рихард Вагнер считал, что композитор и драматург должны быть объединены в одном лице, и ужес оперы «Риенци» он сам писал либретто для всех своих опер. «Лоэнгрин» по существу является первой музыкальной драмой Вагнера. Идея лейтмотивов получила в этой опере свое дальнейшее развитие, большая роль была отведена оркестру.

Участник дрезденского (майского) восстания 1849 года, Вагнер вынужден был эмигрировать за границу.Он поселилсяв Швейцариии здесьв ряде своих теоретических трудов («Искусство и революция» (1849), «Опера и драма» (1851) изложил свои эстетические взгляды. Он ставил вопрос о правильном взаимоотношении между музыкой и драмой, требовал полного соответствия словесного материала, его музыкального выражения и действия, утверждал доминирующее значение оркестра в опере.В своих теоретических трудах Вагнер высказывал прогрессивные мысли о связи искусства с жизнью, разоблачал лицемерие буржуазной цивилизации. Вместе с тем эти труды страдают известным схематизмом, идеалистическим отношением к легендарнымсюжетам-мифам,в чем сказались свойственные Вагнеру той поры тенденции мелкобуржуазного анархизма.

В конце 1850-х годов Вагнер дирижировал собственными произведениями в Лондоне, Брюсселе, Париже. Постепенно он отошелот прежних передовых взглядов и увлекся пессимистической философией Шопенгауэра. В 1858–1859 годах Вагнер создал оперу «Тристан и Изольда»на сюжет одноименного романа 13 века.В этой опере, представляющей важный шаг вперед в области гармонии и эмоциональной выразительности, уже сказался, однако, отказ Вагнера от его революционных убеждений. В 1861 году он был амнистирован и получил разрешение вернуться на родину.В 1852 году, живя в Бибрихе, композитор начал работу над одним из лучших своих произведений — комической оперой «Нюрнбергские мейстерзингеры» (пост. 1868, Мюнхен); написанная на историко-бытовой сюжет, отличающийся глубокой народностью, опера захватывает слушателя своей сочной, жизнеутверждающей музыкой, реалистически обрисованными народными типами и характерами. Реформаторская деятельность Рихарда Вагнера в области оперы получила свое окончательное завершение в его грандиозном творении — тетралогии «Кольцо нибелунга». Это циклиз четырех музыкальных драм, написанных на основе германо-скандинавского мифа о нибелунгах: «Золото Рейна» (1869, Мюнхен), «Валькирия» (1870, Мюнхен), «Зигфрид», «Гибель богов» (обе 1876, Байрейт).

Работу над тетралогией Вагнер прервал для гастрольных поездок по Европе. Он выступалв различных странах, в т. ч.в России (1863). В Петербургеи Москве композитор с большим успехом дирижировал концертами из своих произведений. Эти концерты подготовили и первую постановку в Петербурге в 1866 году вагнеровской оперы «Лоэнгрин».

В 1871 году Вагнер переехал в Байрейт.При содействии друзей и поклонников Вагнера, создавших «Вагнеровское общество», в Байрейте был построен театр, предназначенный для постановки «Кольца нибелунга». Первая постановка всей тетралогии состоялась в этом театре в 1876 году.

В конце 1870-х годов Вагнер написал свою последнюю оперу «Парсифаль» (пост. 1882, Байрейт), названную композитором «торжественной сценической мистерией». При всех выдающихся музыкальных достоинствах опера по социальному содержанию является отражением реакционно-мистических взглядов Вагнера последнего периода его жизни.

После смерти композитора в Байрейте продолжались систематические постановки его опер. Они ставятся там и поныне.

Рихард Вагнер вошел в историю музыки как великий оперный реформатор. Он стремилсяк полному, органическому синтезу музыки и драмы, музыки и поэзии.Это стремление привело Вагнера к отказуот привычных форм законченных оперных номеров, к преобладанию речитативного начала, которое Лист назвал «доведенным до совершенства великим декламационным стилем», привело к системемелодий-характеристик — «лейтмотивов», сопровождающих основные образы, передающих идеи, взаимоотношения действующих лиц. В то же время композитор несколько преуменьшал роль вокальных партий. «Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит в сущностик разряду симфонической музыки»,— писал Чайковский. Русские композиторы П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и некоторые другие, признавая большие гармонические и оркестровые достижения Вагнера, критически относились к его музыкально-драматургической концепции. Тем не менее значение Рихарда Вагнера в истории музыки исключительно велико. Он оказал влияние не толькона развитие музыкального театра, но и на некоторые принципы программного симфонизма.

М. Ю. Миркин