Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28 ноября) 1829, деревня Выхватинец, Подольская губерния — 8 (20) ноября) 1894, Петергоф) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна,
Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России.Его усилиями была открыта в 1862 годув Петербурге первая русская консерватория.
Среди его учеников — Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.
Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.
Антон Рубинштейн родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровья) в состоятельнойеврейской семье.
Не забывайте делать невозможное, чтобы достигнуть возможного.Рубинштейн Антон Григорьевич
Семья Рубинштейнов по отцовской линии вела свой род из Бессарабии, по материнской (Лёвенштейн) — из Восточной Пруссии.
Отец Рубинштейна, Григорий Романович (1807–1847), был купцом второй гильдии. В 1831 году семья приняла православие, на неё перестали распространяться законы черты оседлости, и вскоре они поселились в Москве (1832), где отец открыл небольшую фабрику.
Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана.
Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике,а вскорев сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он игралв Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию.
Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерьюи младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которогоза несколько лет до того брал уроки Михаила Глинка.
В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.
Буква I (я) — единственная, которую англичане пишут прописной; я нахожу, что это лучшее выражение их характера.Рубинштейн Антон Григорьевич
В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию,а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки.
По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербургеи заняться творчеством: дирижированием и композицией.
Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и личноу императораНиколая I.
В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторамиМ. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертоми другими крупнейшими русскими музыкантами того времени.
В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок».
К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.
Развод при несчастном браке нравственнее, чем неразрывность брачных уз, потому что разводом устраняется обман.Рубинштейн Антон Григорьевич
В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу.В Веймареон знакомитсяс Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианистеи композитореи помогает поставить оперу «Сибирские охотники».
14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах.
В мае 1855 годав одномиз венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.
Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября1859 года).
Рубинштейн также продолжает активно выступать за границейи принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя.
На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённыев первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников — П. И. Чайковский).
Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомитсяс Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.
Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с В. В. Стасовым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считалиеё роль важной в формировании русской музыкальной школы.
Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории.
Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х — 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна — оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.
В сезоне 1871–1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.
Вернувшись в 1874 в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием.К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой).
В сезоне 1882–1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. в 1885–1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперенадо современных ему русских композиторов.
Рубинштейн умер в 1894 годув Петергофеи был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.
Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе,а также бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге,на которой композитор жил с 1887 по1891 гг.На доме № 38 установлена мемориальная доска.
— Сочинения
Среди произведений Рубинштейна 4 духовных оперы (оратории):
* «Потерянный рай»
* «Вавилонская башня»
* «Моисей»
* «Христос»
* одна библейская сцена в 5 картинах — «Суламифь»,
13 опер,в том числе
* «Дмитрий Донской»
* «Демон»
* «Купец Калашников»
* «Нерон»
* «Попугай»
* «Сибирские охотники»
* «Фераморс» (1862)
* «Хаджи-Абрек»и др.
несколько симфоний (наиболее известна вторая с программным названием «Океан»), концерты для фортепиано, виолончели, скрипки с оркестром,а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.