Зденек Фибих (21.12.1850 —15.10.1900) — чешский композитор. Музыкальное образование получил в Праге у З. Колешовского и в Лейпцигской консерватории, где его учителями были И. Мошелес (фортепьяно), К. Рихтер и Я. Ядассон (композиция). В 1870 году возвратился на родину; вся дальнейшая жизнь Фибиха связана с Прагой; лишь в 1873 годуон около года прожил в Вильне, где преподавал в музыкальном училище. В 1876 году Фибих был приглашен вторым дирижером в Пражский Национальный театр. В 1878–1881 годах возглавлял русский церковный хор.
В своем оперном творчестве Фибих сочетал национально-реалистические традиции Сметаны с принципами вагнеровской музыкальной драматургии. Большая часть опер Фибиха построена на сюжетах чешских народных сказаний, легенд, эпизодов из истории чешского народа. Таковы его наиболее известные оперные произведения «Бланик» (пост. 1881) и «Шарка» (пост. 1897), написанные по мотивам национального эпоса. Музыка этих опер отличается большой эмоциональностью, правдивой обрисовкой человеческих переживаний, богатством гармонического языка и явно выраженным национальным колоритом. Эти же качества присущи и многим страницам других произведений Фибиха. В остальных операх он использовал сюжеты из мировой классической литературы. Так, на сюжетШиллера написана опера «Мессинская невеста» (пост. 1884), по драме Шекспира — опера «Буря» (пост. 1895), по поэме Байрона «Дон-Жуан» — опера «Геда» (пост. 1896); на сюжетиз греческой мифологии Фибих написал монументальную трилогию «Гипподамию». Симфоническая и камерная музыка Фибиха говорит о его склонности к романтизму, близкому по духу Шуману и Листу.
Фибих занимался и педагогической деятельностью, преподавая главным образом игру на фортепьяно.В числе его учеников К. Коваржовиц,О. Острчил,З. Неедлы.
Фибих справедливо считается достойным преемником и продолжателем передового национального музыкального искусства, основу которого заложили в чешской музыке Сметана и Дворжак. «Поэт чешской природы, чешской души» — называл Фибиха музыковед З. Неедлы.
М. Ю. Миркин.